Назначение спасательных судов


Категория Суда спасатели

Заделка повреждений. Буксировка. Снятие с мели. Тушение пожара. Обеспечение буровых работ.

В условиях постоянно и быстро растущих морских транспортных перевозок особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания. Несмотря на то, что на морских судах появились более совершенные навигационные приборы и системы, усилился контроль за состоянием нагрузки, относительное число аварий не снижается. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование спасательных средств и, в частности, спасательных судов.

Спасательными называют суда специальной постройки, предназначенные для оказания помощи в море аварийным судам, кораблям,подводным лодкам.

Нередко в спасательных операциях принимают участие транспортные суда, военные корабли, вертолеты. Однако наиболее сложные спасательные работы в неблагоприятных условиях могут эффективно выполнять лишь спасательные суда.

К таким работам относятся:

— заделка повреждений в корпусе аварийного судна и откачка воды из его отсеков; эти операции производятся специально обученным экипажем спасателя, имеющим в своем составе опытных водолазов. На судне-спасателе предусматриваются: аварийное имущество — подпоры, клинья, пробки и т. п.; запасы материалов для изготовления жестких пластырей (обычно деревянных); средства подводной резки металлов; мощные переносные водоотливные средства, перегружаемые на аварийное судно;

— буксировка аварийного судна в базу при отсутствии волнения больших трудностей не представляет и может быть выполнена любыми судами. Однако в штормовых условиях она становится весьма сложной. Трудности возникают уже в начале, при заводке буксирного троса. Судно-спасатель должно обладать хорошими маневренными качествами при малой скорости хода, чтобы в условиях волнения сблизиться с аварийным судном и удерживаться у него, пока не будет заведен буксир. При буксировке судов большого водоизмещения в условиях волнения возникают рывки в буксирном тросе, поэтому на спасателях приходится устанавливать специальные автоматические буксирные лебедки, потравливающие буксирный трос в момент рывка. Строительство судов-гигантов и постоянное увеличение их числа в составе флотов привело к необходимости разработки мощных океанских спасательных буксиров, число которых также непрерывно увеличивается;

— снятие аварийного судна с мели. Судно, сидящее на мели, может иметь пробоины и затопленные отсеки. Поэтому спасателям приходится начинать с уже рассмотренной работы по заделке повреждений. В данном случае доступ к ним затруднен. По этой причине часто прибегают к подводному бетонированию, которое производят изнутри судна. Затем спасатели подготавливают аварийное судно к стягиванию с мели. По величине необходимого стягивающего усилия определяют, нужна ли предварительная разгрузка судна, а иногда и остропка понтонов. Обследуется и освобождается от препятствий участок морского дна в направлении движения аварийного судна. Иногда приходится разрабатывать в грунте канал. Для создания большого стягивающего усилия используют гини. Работа по подготовке аварийного судна к стягиванию с мели может продолжаться несколько суток. Снятое с мели судно буксируют в базу для дальнейшего ремонта;

— тушение пожаров на судах и береговых объектах. Чтобы потушить пожар на судне в море или на береговом сооружении (причале, складе), спасательному судну необходимо подойти на близкое расстояние к горящему объекту, излучающему громадное количество тепла. Появляется опасность возникновения пожара на самом спасателе, для предотвращения которой оно оборудуется системой водяных завес. При тушении больших пожаров используют: лафетные стволы, подающие на горящий объект мощные струи воды, систему пенотушения, средства объемного тушения. Отдельные очаги огня ликвидируются обычными средствами тушения (подачей воды по пожарным шлангам, огнетушителями);

— оказание помощи аварийным подводным лодкам и спасение их личного состава. Этот вид помощи осложняется непрерывным и весьма существенным увеличением глубины погружения современных подводных лодок. Распространенный ранее метод спасания подводников путем выхода их из лодки в воду через шлюзовые устройства и последующего подъема на поверхность (так называемый „мокрый» способ спасания) стал невозможным. Поэтому начали использовать специальные жесткие камеры — спасательные колокола, снабженные устройством для подтягивания и присоединения к комингс-площадке аварийной подводной лодки. Затем появились более совершенные самоходные подводные спасательные аппараты и суда — носители этих аппаратов. С увеличением глубины работ появился новый метод водолазного труда, при котором водолазы нахо-таятся длительное время под повышенным давлением, соответствующем глубине их погружения, а декомпрессию проходят после выполнения всех работ. В связи с этим на спасательных судах появились палубные водолазные комплексы и средства доставки водолазов к месту работ. Таким образом, оказание помощи аварийным подводным лодкам может быть выполнено только спасательными судами, оснащенными современным глубоководным спасательным и водолазным оборудованием;

— спасательное обеспечение буровых работ. За последние годы в капиталистических странах произошло несколько крупных аварий на буровых платформах, в том числе большие пожары, опрокидывание платформ. Они показали необходимость дальнейшего совершенствования судов, осуществляющих спасательное обеспечение в районах бурения. Некоторое представление об аварийных ситуациях, возникающих в зонах бурения, дает статья А. Москвина «Пожар над волнами», опубликованная в печати.1 Суда аварийного обеспечения буровых работ оснащаются специальным оборудованием: мощными противопожарными средствами, поворотными кранами, вертолетами, системами динамического удержания над местом работ, а также глубоководным спасательным и водолазным оборудованием для оказания помощи аварийным подводным аппаратам, которые широко используются на буровых работах, и водолазам, работающим на больших глубинах.

Выполнение рассмотренных работ является основным назначением спасательных судов. Однако на них часто возлагают и дополнительные задачи, например, буксировка на дальние расстояния плавучих доков, полупогружных платформ, подъем затонувших объектов и т. п.

В настоящее время создается большое число судов комбинированного использования (например, спасатель-буровое судно, спасательно-патрульный катер и др.). Поэтому все виды дополнительных работ, которые могут выполнять спасательные суда, даже трудно перечислить.


Читать далее:

Категория Суда спасатели