Научная организация труда


Категория Организация и технология судоремонта

Научная организация труда (НОТ) — одна из важнейших задач коммунистического строительства, создания материально-технической базы коммунизма.

В современных условиях научной надо считать такую организацию труда, которая, основываясь на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов и непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность.

Основной принцип НОТ заключается в сознательном и научном вмешательстве в процессы трудовой деятельности с целью их рационализации.

В научной организации труда и управления В. И. Ленин видел один из наиболее решающих и надежных путей строительства социализма и коммунизма.

Главными направлениями, в которых ведутся работы в области НОТ, являются следующие:
— выработка рациональных форм специализации и кооперации труда;
— улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов нормирования труда;
— всемерное облегчение и оздоровление труда; улучшение подготовки кадров и постоянное повышение их культурно-технического уровня;
— укрепление дисциплины и воспитание рабочих и служащих в духе коммунистического отношения к труду;
— разработка прогрессивных форм и методов труда и организации производства (укрупненные комплексные бригады, цеховой и бригадный хозрасчет, ремонт судов хозрасчетными прорабскими участками и др.).

Все главные направления НОТ в равной степени важны. Поэтому только комплексное проведение мероприятий по всем перечисленным направлениям позволит наиболее полно использовать достижения науки и передовой опыт для повышения производительности труда.

Поскольку НОТ неразрывно связана с технологией и организацией производства, то наибольший эффект от мероприятий можно получить лишь в том случае, если их разработка и внедрение будут осуществляться в комплексе с мероприятиями по совершенствованию технологии и организации производства.

Для судоремонтного производства НОТ имеет свои особенности.

1. Организация труда должна рассматриваться не только с позиции наибольшей экономии и наилучшей организации труда рабочих отдельных специальностей, бригад или участков, а с учетом максимального сокращения срока ремонта судов.

В теоретическом плане в этом случае следует рассматривать совокупный продукт, т. е. общую экономию труда рабочих и плавсостава, а не экономию конкретного труда рабочих СРЗ. Это связано с тем, что сокращение стоянки судна в ремонте на несколько суток дает значительно большую сверхплановую прибыль, чем это может достичь СРЗ при сверхплановом снижении себестоимости работ. Поэтому иногда для сокращения срока ремонта судов идут на увеличение трудовых затрат либо повышают оплату труда.

2. Большая сложность организации рабочих мест, так как при ремонте судна работы приходиться вести и в цехах, и в доках, и в различных частях и отсеках судна. Если в цехах возможно создание замкнутых рабочих мест, то при работе вне цехов это трудно или невозможно, что усложняет анализ организации труда и выработку мероприятий, направленных на улучшение условий труда. Сложными становятся вопросы рациональной планировки рабочих мест из-за тесноты на судне. Здесь требуется обеспечить легкий доступ к рабочим местам и возможность работать в удобном положении, для чего необходима установка различных лесов, подмостей, переходных временных и постоянных трапов и т. д.

3. Сложная технология судоремонтных работ:
— большая плотность бригадных работ, усложняющая эффективную загрузку каждого рабочего;
— индивидуальный характер производства, усложняющий оснащение рабочих инструментами, оснасткой, приспособлениями, которые вынуждены делать универсальными, не всегда дающими достаточный эффект;
— большая номенклатура работ, что создает сложность в их нормировании.

Все эти особенности должны учитываться при разработке и внедрении планов НОТ на СРЗ.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта