Настилание и наклеивание линолеума, линкруста, павинола


Категория Малярные работы в судостроении

Металлические палубы в жилых и служебных помещениях, салонах, вестибюлях, коридорах покрывают линолеумом гладким или печатным (с рисунком) марки НЛ, поливинилхлорид-ным ПХВ безосновным или на тканевой основе, глифталевым УФ.

Перед настиланием линолеума металлические палубы тщательно очищают от грязи, ржавчины, окалины и обезжиривают. Металлическая палуба редко бывает ровной, поэтому ее выравнивают с помощью мастики ЖАМ-4С на основе масляного лака; мастики «Целлалит» или ГРЖ на основе грунта ГФ-020.

Для выравнивания деревянных палуб применяют мастики марок HJ1-5 на основе линолеума НЛ; ЛКП — из клея ЛК-1 и перхлорвиниловой смолы; ЛК-6 на основе клея ЛК-1; ГРЖ-3 приготовленную на грунте ГФ-020.

Мастики, используемые для выравнивания деревянных палуб, применяют и для заделки дефектов в линолеуме.

На подготовленную, выровненную, очищенную от пыли поверхность настилают линолеум. К этой работе приступают после того, как будут установлены приборы, оборудование, приварены комингсы рундуков, коек, шкафов, столов; сделаны ограждения различных люков, шахт и т. п. Обычно линолеум начинают настилать на свободные места, постепенно передвигаясь к тупикам и участкам, насыщенным оборудованием. Но при таком порядке работы образуются большие отходы. Поэтому настил палубы предварительно размечают на отдельные полосы, по ширине равные ширине линолеума. Затем размечают и раскраивают линолеум, подгоняют полосы линолеума по продольным кромкам, тщательно подрезают в местах прилегания к комингсам и выступающим деталям оборудования.

Раскроенный линолеум должен вылежаться на палубе от 2 до 5 суток.

Клей и мастику для наклейки выбирают в зависимости от марки линолеума. Наклейку линолеума производят следующим образом. Освободив от груза один конец полосы линолеума, настланной на палубу, отгибают его, намазывают клеем и положив намазанный клеем конец полосы на палубу, прижимают его грузом. Ненаклеенную большую часть полосы освобождают от груза и, свертывая в рулон, накатывают на прикленную часть, пока не покажется клей. После этого приступают к нанесению клея на остальную часть полосы линолеума. Клей наносят на отдельные участки длиной 1 —1,5 м, и тотчас же прижимают линолеум к палубе деревянной гладилкой или тряпкой, после чего на линолеум накладывают мешки с песком. Таким образом наклеивают всю полосу. Затем в таком же порядке наклеивают остальные полосы. Для наклеивания линолеума применяют клеи HJI на основе линолеума; ЛКС-Т, изготовленный с применением клея ЛК-1; ЭПК-519 на эпоксидной основе; 88-Н — резиновый.

Если клей наносить толстым слоем, то он может выступить по кромкам наружу и попасть на лицевую поверхность линолеума. Во избежание этого выступивший клей необходимо удалить ветошью, затем шпателем или ножом и протереть следы клея ацетоном, уайт-спиритом, растворителем РДВ или № 645. Протирку надо делать осторожно, так как в этих местах линолеум может изменить цвет.

На наклеенный линолеум кладут фанеру, а на них помещают груз (мешки с песком, металлические болванки). Фанеру кладут для защиты линолеума от повреждения. После высыхания клеящего состава (через 2—5 суток) груз снимают, а зазоры между полосами линолеума, по пазам и стыкам, зазоры у комингсов, мебели, арматуры и т. п. заполняют специальной мастикой. Мастика для заполнения зазоров должна быть одного с линолеумом цвета и с хорошей клеющей способностью.

До высыхания клея и мастик, заполняющих зазоры, не разрешается производить установку мебели, монтаж трубопроводов и т. п. Перед сдачей помещения линолеум необходимо осмотреть и исправить дефекты: выбоинки заделать мастикой, а мелкие царапинки и проколы залить быстросохнущим лаком. Линолеум очищают от загрязнений, протирают мокрыми опилками, сушат и натирают воском.

Линкруст, автобим, павинол применяют в жилых и служебных помещениях для отделки переборок (вместо отделки красками, декоративной фанерой или пластмассой).

Линкруст представляет собой горючий отделочный материал на бумажной основе, покрытый специальной массой.

Автобим, павинол и текстовинит представляют собой отделочные материалы на хлопчатобумажной тканевой основе, одна сторона которой покрыта полихлорвиниловой пленкой с декоративным рисунком. Эти материалы менее горючи, чем линкруст.

Перед наклеиванием материалов металлическую поверхность очищают от ржавчины, протирают растворителем, высушивают и выравнивают мастиками, которые применяют для выравнивания палуб перед наклейкой на них линолеума.

На деревянных поверхностях доски подгоняют плотно в шпунт, прострагивают до получения ровной и гладкой поверхности. Влажность досок не должна быть выше 15—18%. Стыки досок и пазы шпаклюют масляной (ПФ-00-2) или нитрошпак-левкой (НЦ-00-7). Фанерные листы должны быть сухими и плотно подогнанными друг к другу,

Наклейку разрешается производить при температуре не ниже +10° С после окончания монтажных и малярных работ. Подготовленную к наклейке поверхность, а также полотнище наклеиваемого материала промазывают ровным слоем клея. Рабочий берет полотнище за верхний край, подручный — за нижний, и они приклеивают полотнище к поверхности, тщательно разглаживают, чтобы под материалом не оставалось воздушных пузырей. В местах стыков кромки полотнищ должны подгоняться вплотную, без просветов.

При выборе клея необходимо учитывать назначение отделываемого помещения и материал поверхности, на которую наклеивают облицовку. В промышленности для этой цели применяют клеи: декстриновый, казеиновый, ЛК-1, «Целлалит», 88-Н, лаковую шпаклевку, декстриновый клей с добавкой в него 5—6% столярного клея и др.

Наклейку следует производить очень тщательно, чтобы устранить возможность попадания клея на отделочный материал. Клеи, особенно такие как 88-Н, ЛК-1 и аналогичные им, сильно загрязняют павинол, линкруст и другие материалы. Очистить их от клея практически невозможно, так как при этом появляются пятна, придающие поверхности неопрятный вид. В таких случаях всю поверхность протирают растворителем. Если это не маскирует дефектов, то поврежденный участок переклеивают или окрашивают.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении