Насадка и съем гребных винтов


Категория Корпуса судов

Величина натяга в коническом соединении гребного винта с гребным валом в значительной степени определяет надежность всего гребного устройства, работающего в сложных условиях под воздействием переменных крутящих моментов, осевых и изгибающих усилий. Правильно выбранный натяг в соединении наряду с качественной пригонкой и уплотнением сопрягаемых поверхностей может исключить или значительно уменьшить фреттинг-коррозию, повысить надежность соединения и сократить затраты на ремонт.

Рис. 1. Номограмма для определения осевых перемещений латунных винтов

Рис. 2. Номограмма для определения осевых перемещений бронзовых винтов (при 6=1:15 и степени расточки 0,5):

Номограммы и график построены с учетом обеспечения контактного давления 2,2 кгс/мм2 при 20 °С для конических соединений со следующими параметрами: конусность 1 : 15; степень расточки ступицы винта 0,5; вал сплошной.

Рис. 3. График для определения осевых перемещений стальных винтов

На практике усилие разборки конического соединения может быть значительно большим, так как после длительного срока эксплуатации значения коэффициентов трения съема могут увеличиться. Это объясняется явлением «прихватывания», образованием продуктов коррозии и т. п. Используемые для съема приспособления должны быть рассчитаны на создание усилий съема, превышающих расчетные примерно на 50%.

Технологическая последовательность насадки гребного винта следующая:
— протереть бензином конические поверхности гребного винта и вала, смазать тонким слоем машинного масла;
— надеть на вал кольца носового уплотнения, закрепить шпонку на валу, развернуть вал шпонкой вверх;
— застропить гребной винт (чтобы шпоночный паз был вверху), завести на конус вала, дожать гайкой гребного вала;
— с помощью гидродомкратов довести осевое усилие на винт до начального положения (начальным считается положение винта при осевом усилии, равном 1,25 массы гребного винта. Для определения начального положения может служить также риска, фиксирующая положение вертикально установленного гребного вала в ступице гребного винта);
— с помощью гидродомкратов произвести насадку гребного винта. Насадку контролируют по величине осевого перемещения, замеряемой от начального положения с помощью индикатора или специального шаблона; установить кормовое уплотнение и обжать гайку гребного вала. Усилия насадки гребных винтов на крупнотоннажных судах достигают 700 т и более. С целью уменьшения усилия ступицу гребного винта нагревают. Наиболее широко распространен нагрев с помощью паровых змеевиков. Применяют также электроодеяла, индукционный нагрев, нагрев инфракрасными лучами, охлаждение гребного вала с помощью жидкого азота.

Для съема гребных винтов широко применяют кольцевые гидродомкраты. В случае установки секционных домкратов между торцом яблока ахтерштевня и носовым торцом ступицы гребного винта, а также при использовании клиньев гребной и промежуточный валы должны быть разъединены, между фланцем гребного вала и переборкой ахтерпика должны быть установлены упоры. Для уменьшения усилия съема, как и при насадке гребных винтов, применяют подогрев ступицы либо охлаждение гребного вала.


Читать далее:

Категория Корпуса судов