Наружная часть корпуса, палубы и надстройки


Категория Технология окраски судов

Наиболее ответственной частью каждого судна является корпус, который можно условно разделить на следующие районы: подводная часть, район переменной ватерлинии, надводный борт, верхняя палуба, надстройки.

Условия, в которых находятся эти районы корпуса судна, различны. Подводная часть корпуса при эксплуатации подвергается постоянному действию воды различной солености и температуры (теплой летом, холодной зимой). При плавании в теплых морях, . а также в больших пресноводных бассейнах на корпусе поселяются различные организмы, разрушающие краску и металл. Следовательно, качеству окраски подводной части корпуса необходимо уделять особенное внимание. Осмотр этой зоны эксплуатирующихся судов возможен только при постановке в док или с помощью водолаза. Водолаз не всегда может своевременно обнаружить дефекты

окраски и тем более исправить их под вэдой, так как хороших красок еще нет. Поэтому при обнаружении каких-либо дефектов окраски в подводной части корпуса судно приходится вводить в док для осмотра, ремонта или перекраски, что требует больших затрат времени и средств.

В первую очередь, подводную часть корпуса морских, а в отдельных случаях и речных судов, необходимо надежно защитить от обрастания. Для этого, помимо антикоррозионных, применяют специальные, так называемые необрастающие, или противообрастающие, краски.

Чтобы устранить или уменьшить коррозию подводной части корпуса применяют грунты, обладающие высокой защитной способностью и краски с высокой прочностью пленок, ненабухающие.

Рис. 1. Внешний вид судна.
1 — труба; 2 —мачта; 3 — надстройки; 4 — палуба; 5— подводная часть корпуса; 6 — надводный борт; 7 —район переменной ватерлинии.

Очень сложной является защита от коррозии района переменной ватерлинии, который у сухогрузных, рефрижераторных и некоторых других судов бывает шириной до 4—6 м, а у танкеров до 12 м. Значительно меньше он у пассажирских судов.

Переменйое действие на этот район корпуса морской воды, солнца, ветра, кислорода воздуха, струй воды, насыщенных воздухом, образующихся при движении судна, плавающих нефтепродуктов, а также ударов при швартовке к причалам или другим судам являются причиной очень быстрого разрушения краски в районе ватерлинии и интенсивной коррозии металла.

Поэтому для защиты корпуса судна в районе переменной ватерлинии применяют специально предназначенные краски, обладающие высокой механической прочностью, хорошей водостойкостью, изготовленные на светостойких пигментах и красителях, обеспечивающих длительную сохранность первоначального цвета красок. Лучше всего использовать полиуретановые или эпоксидные краски.

Надводный борт эксплуатируется в несколько более благоприятных условиях, чем район переменной ватерлинии. Покрытие его подвергается воздействию атмосферы и брызг морской воды. Эта часть корпуса доступна для систематического осмотра, что позволяет своевременно замечать и устранять очаги коррозионных раз-ушений. Для ее защиты .применяют краски, обладающие в пер-vk) очередь хорошими антикоррозионными свойствами, а затем уже декоративными. К их числу относятся пентафталевые или ртшфталевые эмали, краски на основе алкидностирольных смол, почиуретановые, эпоксидные, этинолево-перхлорвиниловые краски. При окраске надводного борта особенное внимание необходимо уделять качеству защиты в районе шпигатов, иллюминаторов, штормпортиков, различного рода приварышей и т. п.

На верхних палубах, независимо от того, окрашены они или покрыты мастикой, имеют деревянный настил или ничем не защищены, наиболее интенсивной коррозии подвергаются ватервейсы. Здесь всегда скапливается и застаивается вода, а это вызывает быстрое разрушение красок и появление ржавчины. Коррозию ватервейсов устраняют с помощью полимербетонов, цементных покрытий или водостойких лакокрасочных покрытий, обладающих высокой механической прочностью.

Значительной коррозии на палубах подвергаются места у лобовых стенок надстроек, комингсов люков, у шпигатов, где на решетках собирается грязь, под трубопроводами, у кнехтов, киповых планок и т. п. Поэтому такие участки окрашивают по схеме усиленной защиты водостойкими красками.

Если на палубе имеется деревянный настил, то при недостаточно хорошей антикоррозионной защите палуб, наличии зазоров между палубой и настилом, а также между досками настила, при плохой заделке пробок, несвоевременной смене загнивших участков досок и т. д. под настилом будут скапливаться вода и продукты гниения. В результате стальные палубы толщиной 10— 12 мм через 4—5 лет приходят в полную негодность.

Надстройки на судах могут быть изготовлены из стали, легких сплавов и даже стеклопластика. Несмотря на то, что надстройки эксплуатируются в несколько более легких условиях, чем надводная часть корпуса, они подвергаются быстрому разрушению, так как изготовлены из тонколистового материала; разрушения начинаются при их плохой окраске в местах сопряжения надстройки с корпусом, застоя воды, биметаллических вставок.

Для защиты стальных надстроек предусмотрены те же схемы окраски и материалы, что и для надводной части борта. Надстройки из легких сплавов окрашивают по специальным схемам, предлагаемым для защиты судов, построенных из аналогичных сплавов. Надстройки из стеклопластика разрушению не подвергаются, поэтому их окрашивают по упрощенным схемам, чтобы придать им только необходимый декоративный вид.

Принимая во внимание неизбежность механических повреждений, быстрое загрязнение красок светлых тонов, неравномерность изменения цвета, для окраски надстроек применяют краски, которые можно быстро возобновлять в процессе эксплуатации судна.

К условиям эксплуатации надстроек можно приравнять условия эксплуатации различного рода мачт (за исключением мачт специального типа, используемых одновременно для вентилирования судовых помещений), грузовых стрел, кранов, буксирных и других устройств, находящихся на верхней палубе.

В особенно тяжелых условиях происходит эксплуатация дымовых труб. Высокая температура, брызги морской воды, ветер, атмосферные осадки, солнце способствуют не только быстрому разрушению покрытия труб, но и возникновению их сильной коррозии.

В таких условиях применяемые нетеплостойкие краски не могут обеспечить длительной защиты. Поэтому трубы необходимо как можно чаще (через 1—2 месяца) осматривать и окрашивать красками на кремнийорганической или другой основе, обладающими повышенной теплостойкостью и хорошими антикоррозионными свойствами.

Условия эксплуатации декоративных дымовых труб более легкие, они аналогичны условиям эксплуатации надстроек, поэтому и окрашивают их так же, как надстройки или надводный борт.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов