Наружная часть корпуса и надстройки


Категория Малярные работы в судостроении

Наиболее ответственная часть каждого судна — корпус, который можно условно разбить на следующие районы: подводная часть, район переменной ватерлинии, надводный борт, верхняя палуба, надстройки.

Подводная часть корпуса при эксплуатации подвергается постоянному действию воды различной солености и температуры. При плавании в морях и больших пресноводных бассейнах на корпусе поселяются различные организмы, вызывающие разрушение краски и металла. Следовательно, качеству окраски подводной части корпуса необходимо уделять особенное внимание. Осмотр этой зоны эксплуатирующегося судна возможен только при постановке его в док или с помощью водолаза. Водолаз не всегда может своевременно обнаружить дефекты окраски. Кроме того, пока еще нет красок, которые обеспечивали бы надежную защиту при нанесении под водой. Поэтому при обнаружении каких-либо дефектов окраски в подводной части корпуса судно приходится вводить в док для осмотра, ремонта или перекраски, что требует больших затрат времени и средств.

В первую очередь подводную часть корпуса морских и некоторых речных судов необходимо надежно защитить от обрастания. Для этого, помимо антикоррозионных, применяют специальные так называемые «необрастающие», или «противообрастающие» краски.

Рис. 1. Корпус судна
1 — подводная часть; 2 — район переменной ватерлинии; 3 — надводный борг.

Чтобы устранить или сильно уменьшить возможность коррозионных повреждений подводной части корпуса, применяют грунты, обладающие высокой защитной способностью, и краски с высокой прочностью пленок, не набухающие в воде и имеющие малую водопроницаемость.

Очень сложной является защита от коррозии района переменной ватерлинии, который у танкеров, сухогрузных, рефрижераторных и некоторых других судов бывает шириной до 4—8 м. Значительно меньше он у пассажирских судов и совсем небольшой у военных.

Переменное действие на этот район корпуса воды, солнца, ветра, кислорода воздуха, насыщенной воздухом струи воды, образующейся при движении судна, и плавающих нефтепродуктов, а также швартовка к причалам или другим судам являются причиной очень быстрого разрушения краски и интенсивной коррозии металла.

В связи с этим для защиты корпуса судна в районе переменной ватерлинии применяют специально предназначенные краски, обладающие высокой механической прочностью, хорошей водостойкостью, изготовленные на светостойких пигментах и красителях.

Надводный борт эксплуатируется в более благоприятных условиях, чем район переменной ватерлинии. Здесь на краску действуют брызги воды, кислород, ветер, солнце. Эта зона корпуса доступна для систематического осмотра, что позволяет своевременно замечать и устранять очаги коррозионных разрушений. Для защиты надводного борта применяют пентафталевые или глифталевые эмали, краски на основе алкидностирольных смол и масляные краски.

На верхних палубах (независимо от того, окрашены они или покрыты мастикой), которые имеют деревянный настил или ничем не защищены, наиболее интенсивной коррозии подвергаются ватервейсы. Здесь всегда скапливается и застаивается вода, а это вызывает быстрое разрушение красок и появление ржавчины. Коррозию ватервейсов устраняют с помощью цементных покрытий или применением водостойких красок с высокой механической прочностью.

Значительной коррозии на палубах подвергаются места у лобовых стенок надстроек, комингсов люков и шпигатов, где на решетках собирается грязь, под палубными трубопроводами, у кнехтов, киповых планок и т. д. Здесь требуется применение усиленных схем защиты с использованием водостойких красок.

Если на палубе имеется деревянный настил, то при недостаточно тщательном уплотнении зазоров между палубой и настилом, несвоевременной смене загнивших участков досок под настилом будут скапливаться вода и продукты гниения. Это приводит к тому, что стальные палубы, толщиной 10—12 мм, через 4—5 лет приходят в полную негодность.

Надстройки эксплуатируются в более легких условиях, чем корпус судна. Необходимо учитывать, что они могут быть изготовлены из стали или легких сплавов. В любом случае коррозионные разрушения прежде всего наблюдаются в местах сопряжения надстройки с корпусом.

Для защиты стальных надстроек применяют те же схемы окраски и материалы, что и для надводного борта. Надстройки

из легких сплавов окрашивают особенно тщательно в местах контакта со стальным комингсом и в районе швов, для чего используют эпоксидно-этинолевые краски, а также краски или эмали, обладающие высокими антикоррозионными свойствами.

К условиям эксплуатации надстроек можно приравнять условия эксплуатации различного рода мачт (за исключением мачт специального типа, используемых одновременно для вентилирования судовых помещений), грузовых стрел и т. п. устройств, находящихся на верхней палубе.

В особенно тяжелых условиях происходит эксплуатация дымовых труб. Высокая температура, брызги морской воды, ветер, дождь, солнце способствуют не только быстрому разрушению окраски, но и являются причиною сильной коррозии труб.

Применяемые краски не могут обеспечить длительной защиты. Поэтому трубы необходимо осматривать и окрашивать как можно чаще (через 1—2 мес.), применяя для этого краски на кремнийорганической основе, обладающие повышенной теплостойкостью.

На судах с декоративной дымовой трубой условия ее эксплуатации более легкие, они аналогичны условиям эксплуатации надстроек, поэтому и окрашивается она так же, как надстройки или надводный борт.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении