Намотка бандажей судового электрооборудования


Категория Ремонт судового электрооборудования

При вращении якорей и роторов возникают значительные центробежные силы, стремящиеся выбросить обмотки из пазов, поэтому для удержания и предохранения от деформации обмотки в пазах якоря закрепляют. У якорей с полузакрытыми и открытыми пазами обмотки крепят клиньями, изготовленными из дерева твердых пород или слоистых пластиков. Для машин с кремнийорганической изоляцией применяют клинья из стеклотекстолита марки СТК. Лобовые части всех обмоток закрепляют бандажами. У некоторых типов машин с открытыми пазами без вырезов в зубцах крепление обмоток и лобовых частей осуществляют только бандажами.

Для бандажей применяют специальную бандажную стальную луженую или латунированную проволоку диаметром 0,6—2,5 мм. Сечение проволоки и количество витков в каждом отдельном бандаже определяются конструкцией электрической машины. При отсутствии бандажной проволоки необходимого диаметра можно применить проволоку другого диаметра, изменяя при этом число витков в бандаже пропорционально квадрату отношения диаметров прежней и новой проволоки. Такое соотношение вытекает из условия сохранения прочности заменяемого и нового бандажей.

Бандажи на пазовую часть обмотки накладывают в специальных выточках на железе якоря (ротора), а на лобовые части — в пределах обмоткодержателей. Ширина бандажей на активной части железа якоря не должна превышать 15—20 мм, а общая ширина всех бандажей — 25—30% длины активной части железа якоря. Наружный диаметр бандажей не должен превышать диаметра якоря. Ширина бандажа в лобовой части должна быть не более 40—60 мм. Если по конструкции обмотки необходима намотка более широкого бандажа, то его разделяют на две или три части.

Бандажи наматывают из одного куска проволоки. У многослойных бандажей между слоями делают переходы и изолируют каждый слой асбестовой бумагой толщиной 0,2—0,3 мм. Под бандажи

укладывают подбандажную изоляцию, которую для машин с кремнийорганической изоляцией выполняют из стекломиканита на кремнийорганическом лаке, стеклоткани и стеклоленты; для машин с изоляцией класса А — из ~ миканита (микафолия) и электротехнического картона. Тол-щина подбаидажной изоляции должна соответствовать чертежу; ширина должна на 8—10 мм превышать ширину бандажа.

Крепление витков бандажа осуществляют промежуточными и замковыми скобочками, размеры которых зависят от их назначения, диаметра бандажной проволоки и ширины бандажа.

Для диаметра проволоки до 1 мм ширина скобочки должна быть 8 мм, а толщина — 0,25 мм; для диаметра 1—1,5 мм ширина скобочки — 10 мм, а для диаметра 1,5—2,5 мм — 15 мм при толщине 0,36 мм. Длина скобочек берется больше ширины бандажа на 10 мм для промежуточных и на 25 мм для замковых. Расстояние между скобочками устанавливают не более 150 мм при их количестве не менее шести на бандаж.

Во время намотки натяжение проволоки контролируют динамометром. При намотке многослойного бандажа величина натяжения для каждого последующего слоя берется на 10% ниже, чем для предыдущего.

Рис. 1. Устройство для натяжения бандажной проволоки

Намотку бандажей осуществляют на специальных станках типа ТТ-22 или на токарном станке, оборудованном натяжным устройством. Бандажная проволока, проходя через блок, отводящий ролик, подвижный и направляющий блоки, получает необходимое при бандажировании натяжение, силу которого регулируют путем сжатия бандажной проволоки зажимными дисками. Силу сжатия регулируют поворотом штурвала. Величину натяжения проволоки определяют по специально оттарированному динамометру, который связан через рычаг, пружину и вилку с подвижным блоком, перемещающимся в зависимости от степени натяжения проходящей через него проволоки. Устройство рассчитано на максимальное натяжение проволоки 120 кгс и частоту вращения бандажируемого якоря до 50 об/мин.

Намотку бандажа на лобовые части обмотки начинают с укладки подбандажной изоляции и установки необходимого количества скобочек (замковых 2 и промежуточных 3), временно закрепленных хлопчатобумажной лентой. Две замковые скобочки устанавливают на расстоянии 10—30 мм друг от друга. Закрепив конец бандажной проволоки при помощи деревянного клина, вставленного между секциями обмотки, наматывают на железо якоря (ротора) 3—4 витка с небольшим натягом и устанавливают рекомендуемое для данного диаметра натяжение. Намотав еще один виток, оттягивают его на место начала бандажа и при натяжении на 10% выше рекомендуемого начинают укладывать проволоку. После укладки первых трех витков ослабляют натяг до рекомендуемой величины, загибают скобочки и производят дальнейшую намотку.

По мере укладки бандажа обмотка обычно обжимается и натяжение первых витков ослабевает. Начало бандажа огибают замковой скобочкой, конец которой прижимают последующими витками. Для фиксации бандажа на второй замковой скобочке делают петлю, в которую после намотки и пропайки большей части бандажа вводят и отгибают конец проволоки. Затем бандаж окончательно пропаивают.

Рис. 2. Крепление бандажной проволоки при намотке бандажа

Рис. 3. Скрепление прополочного бандажа скобочками

Бандажи по железу наматывают аналогичным способом.

При намотке многослойного бандажа все слои взаимно скрепляют промежуточными скобочками; часть скобочек первого слоя (1—2 шт.) загибают и пропаивают на втором слое и часть (1 — 3 шт.)—на третьем. Промежуточные скобочки (2—3 шт.) второго слоя загибают и пропаивают на третьем слое. Под третий слой бандажа ставят только замковые скобочки. Бандаж после намотки пропаивают припоем ПОС-ЗО, а у машин с кремнийорганиче-ской изоляцией — припоем ПСр-2,5 (вначале пропаивают скобочки, а затем — всю остальную поверхность бандажа). Многослойные бандажи пропаивают по мере намотки слоев.

Пайку производят массивными, хорошо прогретыми паяльниками за минимальное время, чтобы припой равномерно растекался по поверхности бандажа и не перегревалась подбандажная изоляция. После пайки бандаж очищают стальной щеткой от остатков флюса и протирают ветошью, смоченной в спирте.

Пайка считается удовлетворительной, если поверхность бандажа не имеет наплывов припоя и непропаянных мест. При простукивании бандажа стальным молоточком массой 50—75 г бандаж не должен издавать глухого звука. Сопротивление изоляции обмотки по отношению к бандажу должно быть не менее 100 МОм.

Бандажи необходимо пропаивать при вытяжной вентиляции, в брезентовых рукавицах и защитных очках. В последнее время проволочные бандажи начинают заменять бандажами из стеклянного волокна, пропитанного термореактивными лаками, что снижает трудоемкость бандажирования и аварийность машин; скорость бандажирования повышается в несколько раз.

Ленты из однонаправленного в продольном направлении стеклянного волокна марки ЛСБ-В применяют для классов изоляции А, Е и В, а марки ЛСБ-F — для класса изоляции F. Намотку ленточных бандажей производят на тех же станках со специальными натяжными приспособлениями.

При намотке бандажа толщиной более 1,6 мм применяют боковые упоры, ограничивающие сдвиг ленты при намотке. Бандажи рекомендуется наматывать на нагретый до температуры 100 °С якорь (ротор), так как при этом остаточное натяжение после запекания в печи на 8—10% выше, чем при намотке на холодный якорь. Запекание бандажей из ленты ЛСБ-В после намотки производят при температуре 120—130°С в течение 12 ч, а из ленты ЛСБ-F— при температуре 150 (+5) °С в течение того же времени. Последний виток бандажной ленты приклеивается за счет прогрева места соединения.

Окончательное запекание бандажа производится в процессе сушильно-пропиточных операций, которым подвергают якоря при изготовлении или ремонте.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования