Надзор за техническим состоянием судов


Категория Организация и технология судоремонта

Все суда в СССР с начала момента проектирования и до списания подлежат обязательному техническому и санитарному надзору, а также надзору в отношении противопожарного состояния и выполнения правил охраны труда.

Такой надзор осуществляют Регистр, органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и органы пожарной охраны. Однако и технический надзор включает проверку соответствия противопожарной защиты требованиям Правил Регистра, осуществляемую при освидетельствованиях судна.

Технический надзор за морскими судами осуществляет Регистр СССР, за речными и озерными — Речной Регистр РСФСР или управления Речного Регистра в союзных республиках.

Надзор за выполнением правил техники безопасности на судах осуществляет техническая инспекция профсоюза рабочих морского и речного флота.

За рубежом для надзора за техническим состоянием судов в различное время были созданы классификационные общества, которые являются доверительными органами страховых компаний (например, в США — Американское бюро судоходства, в Англии — Регистр Ллойда, во Франции — Французское бюро Веритас и т. д.).

Надзорная деятельность Регистра. Регистр проводит технический надзор за:
— выполнением на судах, совершающих международные рейсы, требований международных договоров по вопросам торгового мореплавания;
— всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также другими самоходными судами с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 per. т (кроме того, Регистр осуществляет классификацию и обмер этих судов);
— судовыми холодильными установками с точки зрения безопасности судов (по особой заявке судовладельца Регистр осуществляет классификацию холодильных установок и переносных холодильных контейнеров, предназначенных для транспортировки на судах);
— подъемными устройствами грузоподъемностью в 1 т и более.

В результате надзорной деятельности Регистр выдает на судно соответствующие судовые документы (свидетельства, сертификаты), а также при необходимости вспомогательные документы (акты, протоколы, донесения, журналы).

Судовые документы, выданные Регистром, должны находиться на судне.

Документы Регистра, подтверждающие выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов и Правил по конвенционному оборудованию морских судов, теряют силу в следующих случаях:
— по истечении срока их действия;
— если судно, его механизмы, устройства, оборудование не будут предъявлены к периодическому освидетельствованию в предусмотренный срок с учетом порядка отсрочек;
— после посадки судна на мель или после аварии, если в первом порту, в который зайдет судно после аварии, оно не будет предъявлено к освидетельствованию;
— после конструктивных переделок корпуса, надстроек, механизмов, устройств или изменения снабжения без предварительного согласования с Регистром;
— при нарушении условий плавания, указанных в документах судна;
— при невыполнении условий или указаний, предъявляемых Регистром.

Технический надзор и классификацию Регистр осуществляет путем освидетельствований судов, их корпусов, оборудования и снабжения, холодильных установок. Освидетельствование судов, находящихся в эксплуатации, может быть: первоначальным периодическим (очередным,

ежегодным, доковым), внеочередным и специальным.

Первоначальное освидетельствование судна, построенного не по Правилам Регистра, без его надзора или надзора Органа, уполномоченного Регистром к замещению, производят при принятии судна под надзор Регистра.

Периодическое освидетельствование выполняют в установленные сроки. Оно заключается в детальных осмотрах, проверках, испытаниях и замерах, производимых в объеме, установленном Правилами Регистра.

Очередное освидетельствование судна производят через четыре года, однако иногда по просьбе судовладельца Регистр может отсрочить эту дату, но не более чем на 12 мес.

По заявке судовладельца для проведения очередного освидетельствования судов, состоящих в классе Регистра, может быть применена система непрерывного, классификационного освидетельствования, которое заключается в распределении объема очередного освидетельствования на отдельные освидетельствования.

Освидетельствование судовых технических средств* Регистр СССР может поручать доверенным лицам из числа опытных инженерно-технических работников организации судовладельца (механикам-наставникам, групповым инженерам и т. д.) по его представлению.

Ежегодное освидетельствование производят между очередными через каждые 12 мес. Если в указанный срок нет возможности предъявить судно к ежегодному освидетельствованию, то возможна отсрочка, но не более чем на 3 мес.

Доковое освидетельствование выполняют при первоначальном и очередных освидетельствованиях судна, а в периоды между ними по возможности совмещают с ежегодными.

Периодическое доковое освидетельствование производят в сроки, устанавливаемые судовладельцем, однако время между ними не должно превышать:
— одного года для пассажирских и ледокольных судов и судов, систематически плавающих в ледовых условиях и в тропических районах; этот же срок рекомендуется применять к судам со скоростью хода более 18 уз;
— двух лет для остальных судов.

В обоснованных случаях по просьбе судовладельца Регистр может отсрочить доковое освидетельствование, но не более чем на 6 мес.

Регистр может сократить сроки между освидетельствованиями подводной части корпуса судна, гребных валов, движителей, рулевых устройств, а также между освидетельствованиями, замерами и испытаниями отдельных механизмов, установок и оборудования, если это необходимо с точки зрения условий плавания или их технического состояния. Периодические освидетельствования стремятся совмещать (как судовладелец, так и Регистр) с плановыми заводскими ремонтами.

Внеочередное освидетельствование судна проводят в случае переоборудования или ремонта, не совпадающего с периодическими освидетельствованиями, в аварийных случаях, при восстановлении по просьбе судовладельца класса судна, классификационный документ которого утратил силу, для оформления списания судна.

Внеочередное освидетельствование может проводиться по инициативе инспекции Регистра, а также по заявке судовладельца или страховщика.

Специальное освидетельствование проводят при технических экспертизах, подтверждении рекламации, разрешении переходов (перегонов) судна, выдаче буксировочного сертификата для перегона судна морем и в других необходимых случаях.

Специальное освидетельствование грузопассажирских речных и озерных судов проводится не реже одного раза в навигацию, а остальных судов — не реже одного раза в две навигации.

Объем и порядок проведения специального освидетельствования определяет Регистр в зависимости от назначения.

Регистр осуществляет надзор за ремонтом судна (как правило, за капитальным ремонтом корпуса, механической и холодильной установок, устройств и оборудования, выполняемым обычно при плановых заводских ремонтах), а также за существенной модернизацией судна.

Надзор за текущим ремонтом корпуса судна и судовых технических средств может проводиться в отношении отдельных видов судовых работ, а также по особому соглашению с судовладельцем.

Надзор за ремонтом судов Регистр проводит по договору, заключенному им с судоремонтным предприятием.

При постановке судна на ремонт, переоборудование или модернизацию судовладелец представляет на одобрение Регистра проектную документацию, отражающую существенные изменения судна, его корпуса, механической и холодильной установок, устройств и оборудования. До начала работ должна быть представлена для соглашения также ремонтная документация. При этом судно представляют к освидетельствованию для контроля полноты необходимых работ, отраженных в ремонтной документации.

После окончания дефектации Регистру представляют на одобрение материалы заводской дефектации с уточненным объемом работ. Дефектация должна учитывать требования акта освидетельствования судна Регистром перед постановкой на ремонт.

В порядке надзора Регистр рассматривает и одобряет технологические процессы на ответственные работы (эти процессы могут быть одобрены для данного судна или в качестве типовых).

Контрольные проверки и освидетельствования в процессе надзора за ремонтом Регистр проводит после представления актов отдела технического контроля об окончательной приемке объектов.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта