Надувные лодки


Категория Катера и лодки

В последние годы все чаще можно встретить на реках и озерах страны надувные лодки, в том числе — и оснащенные подвесными моторами. Благодаря таким своим качествам, как малый вес, компактность и транспортабельность в сложенном виде, возможность хранения в домашних условиях, большая грузоподъемность, безопасность при эксплуатации, высокая проходимость и возможность движения под мотором, подобные лодки постепенно завоевывают признание любителей рыбной ловли и охоты, а иногда и туристов.

Устройство типичной надувной мотолодки несложно. Состоит она из камеры цилиндрического поперечного сечения, склеенной (а иногда еще и прошитой) из прорезиненной воздухонепроницаемой ткани. Путем предварительного раскроя отдельных кусков ткани камере придают U-образную («подкова») или О-образную, замкнутую по контуру лодки, форму в плане.

Как правило, камеры лодки разделяются внутри перегородками на несколько изолированных отсеков, так что если один или даже два отсека окажутся поврежденными (например, порвется или, протершись, потеряет свою воздухонепроницаемость оболочка), лодка останется на плаву.

Небольшие — одно- и двухместные — гребные лодки чаще всего выполняются О-образной формы с плоским однослойным днищем из прорезинейной ткани. На некоторых лодках днище делают двуслойным надувным (еетественно — с расположенными вдоль камерами); иногда на дно лодки укладывают легкий фанерный пайол.

Для лодок, предназначенных для плавания с подвесными моторами мощностью свыше 5 л. с. и движущихся в глиссирующем или полуглиссирующем режиме, наиболее характерна подковообразная форма. Эти лодки снабжаются жестким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами – на расстоянии, примерно равном 1/5 длины корпуса от кормовых концов камер. Выступающие в корму конусообразные части камер служат своеобразными опорными элементами: благодаря им уменьшается изгибающий момент от действия веса мотора и упора гребного винта, улучшаются условия выхода лодки на глиссирование, повышается устойчивость судна на курсе.

Критическим качеством надувной моторной лодки становится продольная жесткость корпуса, которая должна быть достаточной, чтобы воспринять вес мотора и упор гребного винта. Пайолы являются здесь уже не только опорной площадкой под ногами пассажиров, но и составной частью жесткого каркаса. Чаще всего их выполняют из фанерных щитов, которые воспринимают упор винта, передаваемый транцем; щиты жестко соединяются между собой и с килем (если он есть) с помощью специальных замков. Иногда непрерывность конструкции придают боковые планки, закладываемые в пазы в бортовых кромках настилов. Эти планки, сделанные из твердой древесины, предотвращают смещение щитов одного относительно другого.

При наполнении камеры воздухом кромки настила зажимаются между днищем и цилиндрическими камерами.

На некоторых лодках можно видеть устройства для обеспечения дополнительной жесткости надувных камер. Это могут быть гнезда для закрепления вдоль камер весел, либо даже надувные камеры небольшого диаметра, закрепленные поверх основных (они играют также роль фальшбортов, защищающих от брызг).

Для улучшения мореходных качеств — некоторого смягчения ударов при ходе по волне и обеспечения устойчивости лодки на курсе необходимо придавать днищу некоторую килеватость. Это делают, помещая между тканевым днищем и фанерным пайолом деревянный киль, который придает ткани нужное натяжение, чтобы она «держала» заданную форму и могла противостоять напору воды и ударам. В корме киль обычно с помощью кницы жестко соединяют с транцем, чтобы он воспринимал нагрузку вместе с транцем и пайолом.

Наиболее ответственные узлы конструкции надувной мотолодки — это присоединение жесткого, вырезанного из толстой водостойкой фанеры транца к баллонам. Чаще всего транец наглухо вклеивают в литые резиновые башмаки-обоймы, приклеенные к стенкам камер и днищу. Иногда транец вкладывают в эти обоймы и крепят к ним сквозными болтами. Транец жестко соединяют с пайолом с помощью различных книц, упоров и винтовых (раздвижных) стяжек-талрепов.

Непременной деталью быстроходной надувной лодки является козырек (носовой тент, дека) из легкой прорезиненной ткани, защищающий кокпит от брызг. Необходимую погибь — выгиб вверх — ему придает эластичная трубчатая дуга, вставляемая в гнезда на камерах, либо вертикальная стойка, упирающаяся в пайол. К кормовой кромке козырька нередко пристегивают стекло из тонкого плексигласа.

Раньше для изготовления надувных лодок применялись прорезиненные материалы на основе хлопчатобумажных тканей и натурального каучука. Жизнь такой лодки была недолговечной: резиновый слой быстро разрушался под действием солнца и нефтепродуктов, текстильная основа гнила. Прочность материалов была относительно низка, что заставляло использовать сравнительно толстую и тяжелую ткань.

В настоящее время и в качестве основы, и в качестве воздухонепроницаемого покрытия используются синтетические материалы. Основой служит прочный нейлон или капрон, для покрытия используются полимеры синтетического каучука — неопрен или хайпо’лон либо их комбинации. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, хорошо сопротивляются трению.

Учитывая популярность надувных лодок, предприятия страны значительно увеличили их выпуск и расширили ассортимент. За прошедшую IX пятилетку производство надувных лодок в нашей Стране возросло в 1,6 раза; в X пятилетке выпуск этого типа судов постоянно увеличивался при одновременном повышении их качества и расширении ассортимента. Три лодки производства Уфимского завода РТИ им. М. Ф. Фрунзе «Дельфин», «Уфимка» и «Айгуль» выпускаются с Государственным Знаком качества, несколько лодок готовятся к аттестации на это почетное право.

Основную массу из низ составляют одно- и двухместные гребные лодки «ЛГН-1» и «ЛГН-2». С 1976 г. эти хорошо известные модели на рынке постепенно теснят лодки производственного объединения


Читать далее:

Категория Катера и лодки