Размерения этой яхты достигают значений, при которых едва ли могут быть еще увеличены дальность плавания или уже более чем достаточный размер помещений. Яхта такого размера вряд ли когда-либо получала парусное вооружение типа шлюп или тендер, хотя одномачтовое вооружение применяется при наибольшей длине до 40 м (правда, лишь для гоночных яхт, участвующих в важнейших соревнованиях международного класса). При постройке яхт с парусным вооружением, особенно моторно-парусных яхт рассматриваемых здесь размеров, предпочтение отдается двухмачтовому вооружению.
Несмотря на большую ширину корпуса (до 4,8 м), обводы корпуса яхты не отличаются, по существу, от обводов двух небольших моторно-парусных яхт, описание которых приведено выше. Здесь можно использовать в качестве варианта острую корму, а также клиперштевень.
На рис. 1, вид сбоку, показана типичная моторно-парусная яхта с умеренно широким транцем и острыми оконечностями ватерлиний.
В отличие от меньших яхт, на этой яхте установлены два поста управления, один из которых, закрытый, расположен внутри палубной рубки, а другой, открытый, находится на мостике недалеко^,от бизань-мачты. Как показывает опыт, открытый пост используется приблизительно 90% времени путешествия. Свободный обзор и пребывание на свежем воздухе на море несомненно благоприятны; отрицательное действие оказывают только холод или продолжительные дожди. Внутренний пост управления не обеспечивает достаточного обзора во время хода судна в узостях и пои оживленном движении судов на фарватере, поэтому в условиях маневрирования внешнему посту также отдается предпочтение.
Рис. 1. Моторно-парусная яхта «Лас Пальмас». Вид сбоку и план общего расположения. На яхте подобных размерений предусмотрены просторные внутренние помещения. Имеются два поста управления: один — в палубной рубке, второй (открытый) — на мостике за рубкой.
Общее расположение, представленное здесь, как и любое другое, допускает ряд вариантов, отвечающих личным вкусам владельца судна. Приведенное общее расположение яхты оправдало себя на практике. Рубка с постом управления и большим столом вляется главным жилым помещением. Площадь ее достаточна для установки всех навигационных приборов. Прилегающая к корме каюта владельца просторна; здесь на левом борту предусмотрена двуспальная койка. Вместительный шкаф и личный туалет с душем дополняют кормовое помещение. В нос от палубной рубки на правом борту находится большой камбуз, напротив него — запасной холодильник и туалет для гостей. Две двери ведут к двум каютам для гостей, в которых койки могут быть оборудованы одна над другой. В носовой оконечности судна находится каюта для обслуживающего персонала (боцмана и матроса) с двумя койками. Здесь же предусмотрено размещение небольшого туалета.
На рис. 2 показано парусное вооружение судна типа кеч, описание которого уже приводилось при сравнении трех видов вооружения моторно-парусной яхты «Адрия». На этом рисунке можно видеть два дополнительных паруса, заслуживающих упоминания. Бизань-стаксель показан на рисунке пунктиром. Именно он идет от топа бизань-мачты и выводится в нос вблизи грот-мачты. При галфинде и бакштаге этот парус несет основную нагрузку. Одновременно он способствует действительному увеличению площади парусности, так как площадь бизань-стакселя составляет около 50% площади парусности, обеспечивающей ход судна под парусами.
Передний треугольный парус можно использовать различным способом. Здесь показан большой стаксель, который бывает и рейковым. Треугольный парус такого размера оказывается удобным для разделения его на два передних паруса, как в парусном вооружении типа тендер. В результате яхта сможет идти под небольшим рейковым стакселем или большим кливером. В случае слабого ветра здесь, как и при парусном вооружении других типов, можно поставить большой генуэзский стаксель, который почти наполовину перекрывает грот.
На штаге обозначен пунктиром небольшой штормовой кливер. Он ставится вместе с зарифленным гротом во время шторма. Моторно-парусная яхта во время шторма не идет под парусами, но установка небольшого паруса позволяет смягчить бортовую качку.
Немало судовладельцев предпочитают моторно-парусную яхту из-за морского вида парусного вооружения. Обводы таких яхт с глубоко размещенным наружным балластом действуют притягательно и вызывают чувство безопасности.
Для обслуживания парусов часто бывает трудно подобрать соответствующую команду. Действительно, суда теперь так редко ходят под парусами. Иной раз на старых моторно-парусных судах решают, стоит ли приобретать новые паруса вместо износившихся старых.
Даже если совсем не использовать паруса, моторно-парусные яхты останутся судами, привлекательными для морских путешествий 50.
Длина по ватерлинии моторно-парусного судна «Лас Пальмас», пстигающая 15,4 м, обеспечивает ему постоянную устойчивую орость до 17,G км/ч. Чтобы получить такую скорость, необ-с’ш0 установить двигатель мощностью 70 л. е., но для запаса мощности и сохранения ресурса двигателя следует выбирать главный двигатель мощностью от 100 до 120 л. с.
Рис. 2. Парусное вооружение типа кеч моторно-парусной. яхты «Лас Паль» мае» (в м2). При такой большой длине палубы бизань-мачту можно закрепить ахтерштагом.
Обводы рассматриваемой моторно-парусной яхты характеризуются изящной обтекаемой формой кормы, даже если она переходит в транец. Такие обводы существенно отличаются от обводов полуглиссирующего туристского моторного катера, потому что широкий транец с плоским днищем не соответствует парусному судну. Это возникает из-за естественного ограничения значений скорости, которые не должны существенно превышать относительную скорость R = 4,8. Соответствующая скорость легко может быть достигнута при ходе с двигателем, а при благоприятной силе ветра — под парусами. В приводимой ниже таблице сопоставлены предельные значения скорости моторно-парусных яхт различной длины. Указывается скорость натурных ходовых испытаний, которая при хорошем ветре под парусами легко может быть достигнута на таких яхтах. Одновременно она представляет рекомендуемую и до некоторой степени идеальную экономическую скорость плавания с помощью двигателя
Рис. 3. Моторно-парусная яхта, стоящая на слипе. Обводы ее подводной части подобны обводам крейсерских парусных яхт. Это сходство дополняют большое перо руля, высокое парусное вооружение типа шлюп и необычно маленький гребной винт. Моторно-парусная яхта такого типа может ходить как под парусом, так и с помощью двигателя.