Моторно-парусная яхта „Лас Пальмас" длиной 17,5 м


Категория Спортивные катера

Размерения этой яхты достигают значений, при которых едва ли могут быть еще увеличены дальность плавания или уже более чем достаточный размер помещений. Яхта такого размера вряд ли когда-либо получала парусное вооружение типа шлюп или тендер, хотя одномачтовое вооружение применяется при наибольшей длине до 40 м (правда, лишь для гоночных яхт, участвующих в важнейших соревнованиях международного класса). При постройке яхт с парусным вооружением, особенно моторно-парусных яхт рассматриваемых здесь размеров, предпочтение отдается двухмачтовому вооружению.

Несмотря на большую ширину корпуса (до 4,8 м), обводы корпуса яхты не отличаются, по существу, от обводов двух небольших моторно-парусных яхт, описание которых приведено выше. Здесь можно использовать в качестве варианта острую корму, а также клиперштевень.

На рис. 1, вид сбоку, показана типичная моторно-парусная яхта с умеренно широким транцем и острыми оконечностями ватерлиний.

В отличие от меньших яхт, на этой яхте установлены два поста управления, один из которых, закрытый, расположен внутри палубной рубки, а другой, открытый, находится на мостике недалеко^,от бизань-мачты. Как показывает опыт, открытый пост используется приблизительно 90% времени путешествия. Свободный обзор и пребывание на свежем воздухе на море несомненно благоприятны; отрицательное действие оказывают только холод или продолжительные дожди. Внутренний пост управления не обеспечивает достаточного обзора во время хода судна в узостях и пои оживленном движении судов на фарватере, поэтому в условиях маневрирования внешнему посту также отдается предпочтение.

Рис. 1. Моторно-парусная яхта «Лас Пальмас». Вид сбоку и план общего расположения. На яхте подобных размерений предусмотрены просторные внутренние помещения. Имеются два поста управления: один — в палубной рубке, второй (открытый) — на мостике за рубкой.

Общее расположение, представленное здесь, как и любое другое, допускает ряд вариантов, отвечающих личным вкусам владельца судна. Приведенное общее расположение яхты оправдало себя на практике. Рубка с постом управления и большим столом вляется главным жилым помещением. Площадь ее достаточна для установки всех навигационных приборов. Прилегающая к корме каюта владельца просторна; здесь на левом борту предусмотрена двуспальная койка. Вместительный шкаф и личный туалет с душем дополняют кормовое помещение. В нос от палубной рубки на правом борту находится большой камбуз, напротив него — запасной холодильник и туалет для гостей. Две двери ведут к двум каютам для гостей, в которых койки могут быть оборудованы одна над другой. В носовой оконечности судна находится каюта для обслуживающего персонала (боцмана и матроса) с двумя койками. Здесь же предусмотрено размещение небольшого туалета.

На рис. 2 показано парусное вооружение судна типа кеч, описание которого уже приводилось при сравнении трех видов вооружения моторно-парусной яхты «Адрия». На этом рисунке можно видеть два дополнительных паруса, заслуживающих упоминания. Бизань-стаксель показан на рисунке пунктиром. Именно он идет от топа бизань-мачты и выводится в нос вблизи грот-мачты. При галфинде и бакштаге этот парус несет основную нагрузку. Одновременно он способствует действительному увеличению площади парусности, так как площадь бизань-стакселя составляет около 50% площади парусности, обеспечивающей ход судна под парусами.

Передний треугольный парус можно использовать различным способом. Здесь показан большой стаксель, который бывает и рейковым. Треугольный парус такого размера оказывается удобным для разделения его на два передних паруса, как в парусном вооружении типа тендер. В результате яхта сможет идти под небольшим рейковым стакселем или большим кливером. В случае слабого ветра здесь, как и при парусном вооружении других типов, можно поставить большой генуэзский стаксель, который почти наполовину перекрывает грот.

На штаге обозначен пунктиром небольшой штормовой кливер. Он ставится вместе с зарифленным гротом во время шторма. Моторно-парусная яхта во время шторма не идет под парусами, но установка небольшого паруса позволяет смягчить бортовую качку.

Немало судовладельцев предпочитают моторно-парусную яхту из-за морского вида парусного вооружения. Обводы таких яхт с глубоко размещенным наружным балластом действуют притягательно и вызывают чувство безопасности.

Для обслуживания парусов часто бывает трудно подобрать соответствующую команду. Действительно, суда теперь так редко ходят под парусами. Иной раз на старых моторно-парусных судах решают, стоит ли приобретать новые паруса вместо износившихся старых.

Даже если совсем не использовать паруса, моторно-парусные яхты останутся судами, привлекательными для морских путешествий 50.

Длина по ватерлинии моторно-парусного судна «Лас Пальмас», пстигающая 15,4 м, обеспечивает ему постоянную устойчивую орость до 17,G км/ч. Чтобы получить такую скорость, необ-с’ш0 установить двигатель мощностью 70 л. е., но для запаса мощности и сохранения ресурса двигателя следует выбирать главный двигатель мощностью от 100 до 120 л. с.

Рис. 2. Парусное вооружение типа кеч моторно-парусной. яхты «Лас Паль» мае» (в м2). При такой большой длине палубы бизань-мачту можно закрепить ахтерштагом.

Обводы рассматриваемой моторно-парусной яхты характеризуются изящной обтекаемой формой кормы, даже если она переходит в транец. Такие обводы существенно отличаются от обводов полуглиссирующего туристского моторного катера, потому что широкий транец с плоским днищем не соответствует парусному судну. Это возникает из-за естественного ограничения значений скорости, которые не должны существенно превышать относительную скорость R = 4,8. Соответствующая скорость легко может быть достигнута при ходе с двигателем, а при благоприятной силе ветра — под парусами. В приводимой ниже таблице сопоставлены предельные значения скорости моторно-парусных яхт различной длины. Указывается скорость натурных ходовых испытаний, которая при хорошем ветре под парусами легко может быть достигнута на таких яхтах. Одновременно она представляет рекомендуемую и до некоторой степени идеальную экономическую скорость плавания с помощью двигателя

Рис. 3. Моторно-парусная яхта, стоящая на слипе. Обводы ее подводной части подобны обводам крейсерских парусных яхт. Это сходство дополняют большое перо руля, высокое парусное вооружение типа шлюп и необычно маленький гребной винт. Моторно-парусная яхта такого типа может ходить как под парусом, так и с помощью двигателя.


Читать далее:

Категория Спортивные катера