Моторно-парусная яхта „Борнхольм" длиной 9,6 м


Категория Спортивные катера

Для получения всех характерных качеств моторно-парусной яхты (высокой остойчивости, отличного хода под парусами, хорошего оборудования жилых кают) наибольшая длина ее 9,6 м — самая подходящая. Кроме того, это наименьшая длина, при которой еще можно предусмотреть кормовую каюту, не уменьшая площадь других помещений 48.

При разработке проекта любой моторно-парусной яхты прежде всего должно уделяться внимание обеспечению допустимой осадки. Если выбираемая осадка менее 1,0 м, следует предусмотреть шверт, с тем чтобы можно было идти под парусом, т. е. создать достаточное боковое сопротивление. Моторно-парусные яхты, имеющие балластный киль и шверт, называют «компромиссами». По возможности осадку рекомендуется увеличить до 1,2 м. Это положительно скажется на ходе судна под парусами и на повышении его остойчивости.

Парусное вооружение моторно-парусной яхты — одномачтовое типа шлюп, состоящее из грота и стакселя. Общая площадь парусности на этой, яхте составляет 31,6 м2 и может при слабом ветре увеличиваться при помощи дополнительных парусов. Стаксель предусмотрен рейковый, т. е. нижний ликтрос паруса проходит по рейку. Поэтому обслуживание судна при ходе под парусами очень простое (стаксель при каждом повороте сам перемещается, как и грот). Если заставить двигатель немного «подрабатывать», то моторно-парусная яхта будет хорошо продвигаться вперед и не понадобится при каждом повороте обслуживать паруса.

Рулевая рубка моторно-парусных яхт имеет большие окна, поэтому во время хода под парусами обеспечивается хороший

бзор. На рис. 105 показан вариант моторно-парусной яхты без кормовой каюты, но с удлиненным кокпитом; в этом случае можно не только установить штурвал в рубке, но и пользоваться румпелем

кормовой части открытого кокпита. Во время путешествия на яхте в хорошую летнюю погоду большой кокпит доставляет пассажирам много удовольствия; там могут быть оборудованы два запасных спальных места. Используя крышу рулевой рубки как надежную опору, нетрудно полностью закрыть кокпит съемным тентом.

Кормовая каюта не лишена также преимуществ, заключающихся в возможности размещения в ней широких и удобных спальных коек. Как у всех катеров, этот проект допускает несколько вариантов планировки жилых помещений и позволяет наиболее удачно их использовать. В носовой части яхты размещены две V-образные койки. В средней части, совсем около трапа, по левому борту, находится большой, хорошо проветриваемый камбуз и изолированный туалет. По правому борту устроен обеденный уголок на четырех человек. Раскладывая крышки стола и спинки диванов, здесь можно устроить Двуспальную койку.

Леерное ограждение с постоянным прочным носовым и кормовым релингом подчеркивает мореходный характер этого не совсем маленького моторно-парусного судна. Как показано на рис. 1 и 2, мачта стоит на крыше носовой каюты, причем ее давление передается на киль через переборки туалета, что вполне допустимо.

Если по условиям плавания судна необходима складная мачта, то она должна быть установлена на высоких пасынках (или степсе). При высоколежащей точке вращения мачта складывается на крыше Рулевой рубки. Правда, мачта выдается в этом случае на 3 м за корму, но там имеет дополнительную опору.

Предельная скорость моторно-парусной яхты — около 14 км/ч, а на больших расстояниях — примерно 13 км/ч. Такая скорость Достигается при установке двигателя мощностью около 30 л. с.

Рис. 1. Парусное вооружение моторно-парусной яхты «Борнхольм» (в м2). Вариант яхты с большим кокпитом, без кормовой каюты.

Рис. 2. Моторно-парусная яхта «Борнхольм». Общее расположение. В отличие от яхты, показанной на рис. 1, эта яхта имеет в корме каюту.


Читать далее:

Категория Спортивные катера