Моторно-парусная яхта „Адрия" длиной 12,5 м


Категория Спортивные катера

Для моторно-парусной яхты «Борнхольм» оказалось вполне пригодным одномачтовое парусное вооружение типа шлюп. При большей длине судна и увеличенной площади парусности возникают значительные силы, что заставляет подумать о правильном распределении парусов. При современных лебедках обслуживание парусности значительной площади несложно, тем не менее разделение парусного вооружения имеет ряд преимуществ. Это может быть показано с помощью трех схем вооружения моторно-парусной яхты «Адрия» длиной 12,5 м.

Прежде всего следует рассмотреть схему парусного вооружения на рис. 107. Это вооружение отличается от вооружения типа шлюп наличием второго переднего паруса и называется тендером. В действительности при ходе под парусами это едва заметное различие может оказаться как преимуществом, так и недостатком. Чтобы обслуживать два небольших передних паруса вместо одного большого, не требуется значительных усилий. В шторм стаксель можно использовать в одиночку, без грота. Он служит в качестве успокоителя качки, а кроме того, в какой-то мере способствует продвижению судна. Второй парус, поставленный впереди, называется кливером. Он обладает хорошей тягой, особенно при легком ветре, однако из-за своего расположения не может иметь гика (рейка). Во время хода яхты кливер должен обслуживаться самостоятельно. Поэтому в случае его применения паруса при повороте оверштаг не будут перемещаться так, как они поворачиваются при рейковом стакселе и гроте. Если лавирование завершается короткими галсами, то работа с кливером становится обременительной, особенно когда яхта идет под парусами с небольшим экипажем. Однако спортивный характер обслуживания кливера привлекателен.

Переход к двухмачтовому парусному вооружению способствует разделению площади парусности.

Одновременно уменьшается общая высота парусности, центр парусности смещается вниз, и кренящий момент становится меньшим.

К традиционным типам двухмачтового парусного вооружения яхт относятся следующие:
— иол — площадь парусности кормовой или бизань-мачты относительно небольшая и равна в среднем третьей части площади грота;
— кеч — бизань-мачта имеет большую площадь парусности, чаще всего представляющую среднее значение между 1/2 и 3/4 площади грота;
— шхуна — задняя мачта является самой большой и несет грот. Передняя мачта получает название фок-мачты. Это парусное вооружение применяется редко.

Рис. 1. Парусное вооружение типа тендер моторно-парусной яхты «Адрия» отличается от вооружения типа шлюп тем, что здесь установлены два передних паруса.

В то время как парусное вооружение типа тендер выбирается с целью получения возможно большей скорости судна под пару, сами, двухмачтовое вооружение обеспечивает удобство управления парусами. Для этого, кроме разделения парусности, также выбирается относительно небольшая общая площадь парусов. Во время туристских походов разница в скорости подобных яхт столь незначительна, что ею можно пренебречь, но если яхта «Адрия» с парусным вооружением типа тендер будет соревноваться в ходе под парусами с яхтами, вооруженными, как иол или кеч, то она безусловно победит.

Рис. 1. Парусное вооружение типа иол моторно-парусной яхты «Адрия» (в ы2). Это название относится к двухмачтовому вооружению, бизань которого имеет по отношению к гроту небольшую площадь.

В вооружении яхты типа иол имеется «критическая точка», а именно штаги бизань-мачты. Когда ее небольшой гий выступает за корму яхты, постоянный ахтерштаг не позволяет управлять бизанью, разве только устанавливается выстрел на корме судна. Вместо выстрела во время хода под парусами при попутном ветре мачта может крепиться двумя съемными боковыми бакштагами. При лавировании этой мачтой не пользуются, однако при фордевинде только наветренный бакштаг может быть натянутым, потому что парус сам стоит на подветренной стороне. Если гик неожиданно перемещается к другой стороне, будь это от перемены направления ветра или из-за невнимательности рулевого, то он тяжело ударяется о стоящий напротив бакштаг и нередко ломается, а иногда бакштаг даже разрывается.

Рис. 2. Парусное вооружение типа кеч моторно-парусной яхты «Адркя» (в и*). Площадь бизани обычно принимают равной от V2 до 3/4 площади грота.

Без сомнения, необходимо иметь достаточно большой рейковый стаксель. Преимущество подобных парусов состоит в том, что при повороте три таких паруса перемещаются самостоятельно, не нуждаются ни в каком особом обслуживании. У гоночной парусной яхты незначительное уменьшение эффективности действия парусного вооружения типа иол уравновешивается тем, что 4% площади парусности не включаются в обмер. Однако для моторно-парусных яхт неприемлемы правила, характерные для гоночных яхт.

В случае двухмачтового вооружения можно идти при полном курсе и под высокоэффективным дополнительным парусом, который не устанавливается, если вооружение одномачтовое. Он выглядит как большой трехугольный кливер, натягивающийся вперед от топа бизань-мачты к палубе, но не к ее середине, а к борту, где укрепляется на фальшборте. Этот парус называется бизань-стаксель или апсель.

Парусное вооружение типа кеч (рис. 109) по высоте на 10% ниже; одновременно сокращена площадь парусов. Бизань-мачта продвинута несколько вперед, чтобы нок гика находился в пределах палубы яхты. Это позволяет установить постоянный ахтер-штаг, крепящийся на корме. У моторно-парусной яхты умеренная потеря площади парусности компенсируется за счет установки любого из многих дополнительных парусов.

Разделение площади парусности обеспечивает наиболее удобную постановку и уборку парусов и при внезапно усилившемся ветре. В этом случае, чтобы уменьшить площадь парусности, нужно только убрать грот. Яхты с вооружением типов иол и кеч остаются полностью управляемыми при ходе под передними парусами и бизанью. Размер и распределение площади парусности зависят, с одной стороны, от силы тяги ветра, а с другой стороны — от остойчивости судна. Чем выше центр парусности, тем большей должна быть осадка судна.

Из сказанного следует, что на яхте не может быть поставлено высокоэффективное парусное вооружение, если в результате недостаточной осадки возникает излишне большой дрейф.

Выбор типа парусного вооружения зависит от наклонностей и вкусов владельца судна, а также от района плавания. Нет никаких оснований добиваться при парусном вооружении типа тендер большой площади парусности или малой при вооружении типа кеч. Желание иметь большую скорость яхты приводит к одномачтовому парусному вооружению и значительной осадке; намерение спокойно плыть под парусами будет способствовать выбору двухмачтового вооружения.

При выборе любого типа парусного вооружения в киле предусматривается балласт. Внутренний балласт является, как правило, излишним.

Сравнивая общее расположение моторно-парусной яхты «Адрия» и небольшой яхты «Борнхольм», отметим, что на обеих яхтах предусмотрено одинаковое количество спальных мест. Однако увеличение длины яхты «Адрия» на 3 м (по сравнению с яхтой «Борнхольм») позволило спроектировать более просторные помещения, дало возможность высвободить площадь на палубе, предусмотреть место для шкафа и второго туалета. Каюта, расположенная в корме судна, полностью изолирована, просторная, имеет туалет и шкаф. Большой кокпит, расположенный в середине судна, почти полностью защищен рулевой рубкой, остальная его часть, открытая с кормы, может быть при плохой погоде закрыта брезентовым тентом. Поэтому в кокпите можно разместить два запасных спальных места. Далее в нос находится главная каюта с обеденным столом на левом борту; на правом борту — просторный, хорошо оборудованный камбуз. Расположенный в каюте U-образ-ный диван также может быть переоборудован в двуспальную койку. Здесь же находится второй изолированный туалет, а в передней части яхты — каюта с двумя V-образными койками для гостей.

Рис. 3. Моторно-парусная яхта «Адрия». План палубы и общего расположения. Площадь палубы и помещений очень большая.

Под полом рулевой рубки имеется достаточно места, чтобы к главному двигателю обеспечивался свободный подход. Очень удобно помещены там обе топливные цистерны, место расположение которых совпадает с центром тяжести площади ватерлинии, поэтому дифферентующий груз становится излишним.

Судно о такими обводами и размерениями может иметь постоянную скорость до 14,8 км/ч. Поэтому вполне достаточно установить двигатель мощностью 40 л. с. Однако для осторожности и создания резерва мощности лучше всего выбрать двигатель мощностью от 60 до 75 л.


Читать далее:

Категория Спортивные катера