Моторесурс и срок службы двигателя


Категория Спортивные катера

Нередко утверждают, что старый тихоходный двигатель долговечнее современного легкого быстроходного двигателя. Но тихоходные чисто катерные двигатели почти не производят, поскольку высокую мощность могут обеспечить только автомобильные и другие транспортные двигатели, к тому же современное моторостроение в результате постоянного совершенствования достигло такого прогресса, что срок службы легких быстроходных двигателей резко возрос.

Срок службы двигателя зависит и от обращения с ним во время эксплуатации. Нередко даже в первые часы эксплуатации двигатель работает на максимальной нагрузке, хотя замер скорости при максимальной мощности двигателя можно производить только после 50 ч работы с постепенным повышением нагрузки от минимальной до средней.

В процессе сгорания углерода внутрн цилиндра образуется осадок — вода и различные кислоты (в основном угольная и серная). Значительная часть топлива превращается в подкисленную воду, которая в основном удаляется при выпуске. Из-за частых остановок вода остается внутри двигателя и разъедает металл, в первую очередь стенки цилиндров, поршней, поршневых колец и клапанов. Вызываемая кислотами опасность внутренней коррозии является особенно серьезной в том случае, если перед запуском двигатель предварительно не прогревался или после непродолжительной работы длительное время стоял без действия.

Этой скрытой опасности преждевременного износа двигателя противодействуют смазочные масла. Первосортное масло для двигателя в настоящее время содержит 80—85% минерального масла и 15—20% химических примесей, которые противодействуют выделению масляного нагара в камере сгорания и нейтрализуют кислоты. Не рекомендуется применять низкосортное смазочное масло. Менять масло надо регулярно.

Из сказанного выше следует, что существуют две причины износа двигателя: нормальный износ во время эксплуатации и преждевременный износ из-за коррозии (в результате простоя двигателя). Если двигатель после длительного простоя начал использоваться, коррозия способствует ускоренному износу — окисленный металл действует как абразив.

При хорошем обслуживании срок службы катерного двигателя почти равен сроку службы самого катера. Под словом «почти» следует понимать, что надежно построенный и хорошо обслуживаемый катер в среднем нуждается в двух двигателях за время своего срока службы. Если нормальный срок службы катера принять равным 30—40 годам, то срок службы двигателей составит 15—20 лет. Однако известны случаи, когда катерные двигатели эксплуатировались 40 лет и более73.

Порой двигатели изнашиваются преждевременно из-за небрежной эксплуатации. Исследуем действительный моторесурс двигателя, определив ежегодное количество часов работы в течение всего срока его службы.

Ежегодное рабочее время туристских катеров и спортивных мотосудов колеблется от 100 до 300 ч. Если принять за основу среднее время (200 ч в год), а срок службы 20 лет, то время работы катерного бензинового двигателя или дизеля на спортивном мотосудне будет равно лишь 4000 ч.

Такие же двигатели применяют и на служебных катерах, время работы которых более продолжительное. Например, на быстроходном пассажирском катере легкий дизель ежедневно работает в течение 5 ч, а в год — 1500 ч, при этом дни текущего ремонта катера, а также сезонные простои уже вычтены. При нормальном уходе, обслуживании и большом текущем ремонте, производимым через каждые 3000—4000 ч работы, моторесурс двигателя достигнет 20 000 или даже 30 000 ч.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Катерный двигатель изнашивается и от эксплуатации, и от бездействия.
2. Тщательный уход и обслуживание, применение хороших смазочных масел, поддержание соответствующей температуры воды для охлаждения и отсутствие избыточных нагрузок значительно увеличивают срок службы двигателя.
3. При ежедневной эксплуатации ресурс двигателя значительно больше, чем при длительных перерывах в работе.

Следует иметь в виду разницу между эксплуатацией рабочих и спортивных катеров. При хорошем уходе и грамотной эксплуатации двигателя большой текущий ремонт на рабочем катере требуется проводить приблизительно через каждые 4000 ч работы двигателя. Поскольку на спортивных катерах двигатель продолжительное время бездействует, то вряд ли катера смогут работать без ремонта такое же длительное время. Однако при хорошем уходе можно добиться моторесурса двигателя, равного 2000 ч, после чего двигатель капитально ремонтируют: его разбирают и проверяют состояние поршней, поршневых колец, рабочих втулок цилиндров, клапанов, камеры сгорания, подшипников и т. д. Не следует удивляться тому, что при небрежной эксплуатации капитальный ремонт потребуется уже через 150 ч работы двигателя.

Необходимо своевременно производить небольшие и более серьезные текущие ремонты. Тогда можно получить такой же большой моторесурс двигателя, предназначенного для спортивных катеров, как и на служебных катерах, и даже использовать один двигатель за все время эксплуатации катера.


Читать далее:

Категория Спортивные катера