Мотолодки с подвесными моторами


Категория Спортивные катера

Бортовые шлюпки длиной около 2 м для парусных яхт уже могут быть оборудованы небольшим подвесным мотором. Правда, шлюпку подобного типа нельзя считать ни настоящей мотолодкой, ни средством для туристских прогулок. Она по-прежнему остается вспомогательной шлюпкой, бортовой принадлежностью большой яхты. Длина маленькой мотолодки не должна быть меньше 3 м. В качестве примера приведем открытую мотолодку «Хайди» длиной 3,2 м и шириной 1,55 м с подвесным моторов. При этих размерен иях и соответствующих обводах обеспечивается необходимая остойчивость судна. Такая мотолодка способна принять трех пассажиров. Под ее короткой носовой палубой размещается, кроме того, встроенный ящик для снаряжения. Если мотолодку подобного типа использовать только как шлюпку для переброски пассажиров с борта большой яхты на берег, ;то в условиях тихой воды она может выдержать до пяти человек.

На рис. 66 изображена пара весел, так как лодка такого размера должна хорошо идти под веслами. Все же «Хайди» в значительной мере отличается от «чисто гребной» лодки. Из-за короткого и широкого корпуса она плохо идет под веслами. Если принять большое удлинение, например 3,6 × 1,2 м, то остойчивость лодки уменьшится, но под веслами она будет идти легче.

Лодки подобных размеров строят в большом количестве, их часто изготовляют из стеклопластика, а также из водостойкой клееной многослойной фанеры или легкого металла, реже — из древесины. Следует обращать внимание на обеспечение непотопляемости (аварийной плавучести), чтобы при случайном столкновении или опрокидывании мотолодка не утонула. Необходимо также предусмотреть устройства, позволяющие находящимся в воде пассажирам держаться за залитую водой мотолодку. Нередко маленькие лодки оказываются опасными при установке на них слишком мощного мотора. Во время быстрого хода они становятся неостойчивыми и могут легко перевернуться. Для предупреждения такого рода опасности многие американские организации издают циркулярные правила, на основе которых для каждого размера корпуса определяется наивысшая допустимая мощность мотора. Правда, эти правила рассчитаны на лодки обычного типа я не относятся к лодкам, определяемым особыми гоночными правилами. Диаграмма, приведенная на рис. 67, издана американской ассоциацией катеростроения. По ней находят наибольшую мощность (в л. е.), номинальную или по каталогу, которая может быть использована для соответствующей лодки без особого риска.

Рис. 1. «Хайди» — небольшая мотолодка.

Рис. 2. Чтобы избежать возможной опасности от установки на мотолодке слишком мощного подвесного мотора, на основе американских правил были разработаны кривые максимально допустимой мощности. Для обычной эксплуатации мотолодок достаточно половины этой мощности.

Размер мотолодки определяется здесь произведением ее наибольшей длины и несущей (или полезной) ширины транца. Для маленькой лодки «Хайди» характерны следующие данные: длина наибольшая 3,20 м; полезная ширина транца 1,35 м; указанное произведение 4,32 м2. По диаграмме рис. 2 находим допустимую мощность — до 12 л. с. Но допустимая мощность ни в коем случае не означает рекомендованную мощность.

Кто не намерен заниматься воднолыжным спортом или демонстрировать «лихую езду», тот может использовать для турист-походов около половины допустимой мощности; в этом случае достаточно установить подвесной лодочный мотор мощностью до 6 л. с.

Следующая рекомендация относится прежде всего к большим мотолодкам и двигателям с наибольшей допустимой мощностью: пая обычного туристского похода необходима V2, а для экономичного прогулочного похода — V4 номинальной мощности.

Рис. 3. «Марианна». Используя подобные большие размерения, можно создать моторную лодку (а) с просторной носовой палубой, защитным ветровым стеклом и двумя рядами мягких сидений. Чертеж знакомит с общим расположением варианта открытой (разъездной) мотолодки в том же корпусе.

При длине корпуса свыше 4 м нужно создавать мотолодку с удлиненной передней палубой, ветровым стеклом и двумя рядами мягких (диванных) сидений в кокпите, как это показано на Рис. 3, а. На корме такой лодки находится водонепроницаемая ниша для подвесного мотора, имеющая самоотливное отверстие на тот случай, если водяные брызги перелетят над транцем и попадут в нее.

Мотолодка с открытым устройством транца показана на рис. 3, б. При установке мощного мотора возможно заливание кокпита лодки через транец, а при целесообразно расположенной моторной нише это исключается.

Мотолодка «Марианна» имеет наибольшую ширину 1,75 м; полезная ширина ее транца составляет 1,5 м. Произведение длины на ширину транца равно 6,0 м2. По диаграмме рис. 2 корпусу подобного размера должен соответствовать подвесной мотор допустимой мощностью 40 л. е.; эта мощность позволит шести пассажирам совершить на лодке спортивное путешествие. Лодке обычной легкой конструкции с двумя пассажирами на борту такой мотор обеспечит скорость до 50 км/ч.

Если исходя из экономии выбрать вместо указанной выше установку мотора умеренной мощности, например 20 л. е., то можно достигнуть скорости 35 км/ч. Этой мощности достаточно, чтобы заниматься воднолыжным спортом. Преимущества такого мотора — низкая стоимость, невысокий расход горючего и малый вес. Последнее означает, что мотор не только лучше устанавливается на лодке, но и легче обслуживается.

Среди любителей проводить свой досуг на реках и озерах несомненно найдется немало таких, которые не хотят сидеть на мягких сиденьях за ветровым стеклом. Одни из них являются поклонниками спортивной ловли рыбы, другие желают поехать купаться вместе с семьей или намереваются перевезти какой-либо груз. Для мотолодки, используемой таким образом, лучше всего подходит конструктивное решение, показанное на рис. 3, б. Мощность мотора обычно составляет только V4 допустимой мощности, определенной по рис. 2. Мотор мощностью 10 л. с. обеспечивает приемлемую скорость 25 км/ч. Лодка подобного размера может хорошо двигаться под веслами (на рисунке видны два весла). Если такую открытую рабочую лодку оснастить мотором мощностью 40 л. е., то при отсутствии моторной ниши кормовой бурун в случае резкого поворота или внезапной остановки лодки может захлестнуть транец, и вода зальет кокпит.

Приведем пример большой спортивной мотолодки «Клавдия» с подвесным мотором. Подобные мотолодки в различных вариантах встречаются на всех водных бассейнах. При наибольшей длине 4,8 м и ширине 1,95 м размерения оказываются близкими к наиболее выгодным для лодки с мощным подвесным мотором. Если полезная ширина транца равна 1,75 м, то получается большое произведение длины на ширину транца — 8,4 м2, в результате чего согласно рис. 67 мощность мотора до 92 л. с. является допустимой. Благодаря такому мотору «Клавдия» с двумя пассажирами на боргу и легким снаряжением развивает скорость до 70 км/ч.

Следует подчеркнуть элегантность современной быстроходной отолодки, имеющей длинную переднюю палубу, эффективную ветровую защиту, выполненные со вкусом сиденья и нишу для мотора в корме.

Два пассажира сидят спиной друг к другу и оба передних сдвоенных сиденья, раздвигаясь, преобразуются в спальные места. Задние сиденья убирают на время занятий рыбной ловлей. Кто действительно изберет это занятие, не должен, конечно, применять столь мощный мотор. Подвесные лодочные моторы высокой мощности имеют тенденцию к неустойчивой работе на малых оборотах. Поэтому любитель спортивной ловли рыбы выберет мотор мощностью не более 20 л. е., который сможет обеспечить мотолодке скорость до 30 км/ч. При обычном туристском путешествии на мотолодке с мотором мощностью вдвое меньшей максимально допустимой мощности (45 л. с.) можно идти со скоростью до 50 км/ч.

Расположение в кокпите, показанное на рис. 4, а, обладает многими преимуществами, однако можно выбрать и другие схемы. Кто отдает предпочтение хождению на водных лыжах или одводному спорту, тот оценит большой свободный кокпит по рис. 4, б. Спортсмен-подводник сможет лучше разместить и использовать свои приборы. Мокрый пловец поднимется на борт лодки, е замочив сиденья. Если на прогулку приглашены гости, то ожно дополнительно установить переносные кресла,

Рис. 4. «Клавдия». Три варианта различного общего расположения большой мотолодки: а — современная спортивная мотолодка; б — мотолодка с большой свободной площадью кокпита (для воднолыжников и аквалангистов); в — служебная мотолодка,

На рис. 4, в показано расположение служебной (рабочей) мотолодки. Она предназначена для лиц, которые живут вблизи воды и используют мотолодку для перевозки грузов, а также для деловых поездок. Спортсмен-рыболов может удобно разместить на лодке необходимое снаряжение и даже почистить рыбу. При таком несложном, но удобном общем расположении не требуется большого ухода за лодкой. Четверти допустимой мощности мотора, т. е. 20 л. е., достаточно для достижения многих целей, а небольшой вес мотора позволяет при необходимости снимать мотор с лодки,


Читать далее:

Категория Спортивные катера