Морской патруль


Категория Парусная система

Вплоть до начала XX в. парус, во всяком случае как вспомогательный движитель, широко применялся на кораблях различных рангов (фрегаты, корветы несли паруса даже при наличии машины). Паруса увеличивали автономность. Лихо ходил в бейдевинд перуанский броненосец «Хуаскар» и не менее лихой вид имели бразильские миноноски, построенные на верфи «Ярроу и Ко» (Англия), «вооруженные» двухмачтовыми шхунами с брифоком и еще несколькими парусами, которые сейчас даже трудно назвать.

С повышением надежности и экономичности машин, введением жидкого топлива паруса были забыты. Еще некоторое время их можно было встретить на переоборудованных в сторожевые рыболовных траулерах. Затем наступила эра безраздельного господства машины.

Рис. 1. Миноноска под парусами.

Рис. 2. Патрульный тримаран В. Чечета.

Вторая мировая война и последующее развитие военной техники выявили ахиллесову пяту у мощных современных кораблей, научившихся прятаться от биноклей и дальномеров, радаров, но не от звука. Несмотря на всяческие ухищрения: обводы, покрытия, гребные винты, изоляцию, амортизаторы — современный надводный или подводный корабль может быть услышан при благоприятных условиях на огромном расстоянии (если движется — значит, шумит). Это в равной степени неприятно и тем, кто ищет, и тем, кого ищут.

Подобные рассуждения побудили Виктора Чечета, который еще в 1908 г. поражал киевлян своим катамараном, изобретателя современного тримарана (и самого названия), предложить в разгар эры тепловых двигателей в 1962 г. «Бюро ов Шипе» министерства обороны США оригинальный проект патрульного судна — тримарана (рис. 175). В. Чечет считал, что именно на глиссирующем тримаране — судне, которое обладает большой начальной остойчивостью, большой площадью палубы, менее порывистой по сравнению с катамараном качкой, можно достичь высоких „ скоростей даже в условиях взволнованного моря.

Скромное по площади парусное вооружение предназначено для экономного хода с целью сохранить небольшие запасы топлива для газовых турбин, работающих на водометные движители. При ходе под парусами ничто не мешает наблюдать за океаном. Кроме того, парус — демпфер, с которым могут сравниться, только специальные устройства — цистерны, выдвижные плавники, малоприемлемые для небольшого (длиной 22 м) и легкого судна.

Специалисты «Бюро ов Шипе», рассмотрев проект, заявили, что несмотря на некоторые очевидные преимущества тримаранной схемы, применение ее пока преждевременно. Тогда же В. Чечет, ссылаясь на весь свой многолетний опыт, высказался в пользу многокорпусников. Предсказал, что придет время, когда ВМС вспомнят об этом. Такое время уже пришло: многокорпусники, правда без парусов, заняли свое место в структурах флотов завтрашнего дня.

Бернард Смит — главный инженер Бюро морского оружия ВМФ США несколькими годами позднее предложил другое решение. В основе проекта — новейшие достижения гидроаэродинамики. Изучая движение судна в воде, Смит установил, что основной помехой для повышения скорости судна хотя бы до скорости ветра является корпус. Ни увеличение длины, ни удлинение, ни изменение обводов не приводит к радикальному росту скорости. Поскольку корпус мешает, нужно его выбросить, и Б. Смит выбросил его.

Парусу корпус не нужен, вполне достаточно небольших поплавков, которые можно заменить швертами. Три шверта, поддерживающих жёсткий парус, — вот и вся идея Б. Смита (нечто вроде жука-плавунца). Первые модели ходили в 1,5 раза быстрее ветра, на последующих отрабатывались маневры и управление. В итоге получилось сооружение, отдаленно напоминающее проа с наклонным крылом, опертым на шверты, которые одновременно служат плавучестямн и подводными крыльями. На каждом из них установлено по паре воздушных рулей. Ими и намечено управлять. От паруса отходит аутригер, опирающийся на шверт-поплавок. К аутригеру ближе к центру тяжести всей конструкции подвешена гондола для размещения экипажа и аппаратуры. Такой водокрыл, по мнению Б. Смита, находясь вдали от побережья, где нельзя поставить на якорь или положить на дно что-либо без риска потерять, и должен быть в дозоре. Пока неясно, каким окажется водокрыл по размеру, чтобы с экипажем, аппаратурой, запасами уже при пятибалльном ветре развивать скорость до 40 уз, но в принципе задача вполне решаема. Могут возникнуть трудности технологические, по обитаемости, при выборе района плавания, однако идея интересная и ее трудно забыть.

Более реальную и осуществимую задачу поставили перед собой советские инженеры. Известно, что в связи с выделением рыболовных зон, ограничениями добычи в ннх рыбы и морепродуктов некоторые иностранные суда постоянно пытаются ловить рыбу в чужих водах. Такие попытки необходимо предотвращать. Этим занимаются специальные рыбоохранные быстроходные суда. Обычно такое судно курсирует в любую погоду в определенном квадрате, слушает эфир, осматривает поверхность моря или океана. Мощные двигатели ощутимо быстро расходуют запасы топлива. Для его наполнения судну необходимо идти на базу или вызывать заправщика или смену. И то, и другое неудобно. Поэтому было предложено спроектировать парусное судно, но с мощными двигателями. Схема работы судна такова: в районе с хорошей обеспеченностью ветрами оно крейсирует под парусами, слушая и наблюдая. Даже в бурную погоду при ходе под парусами меньше ощущается качка. Как только нарушитель окажется замеченным, паруса в считанные секунды будут убраны включением приводов прямо из рубки, двигатели запущены, и судно с большой скоростью устремится к нему.

Познакомимся поближе с оригинальным судном. Это современное по архитектуре двухпалубное судно с наклонным форштевнем и транцевой кормой. Издали оно напоминает огромную яхту. Длина его 95,5 м, ширина 11 м, высота борта 6,2 м и осадка 4;35 м. Необходимость обеспечения оптимальных размерений при форсированном ходе обусловила столь необычное для парусного судна отношение длины к ширине и в свою очередь отразилось на остойчивости. Обычный прием повышения ее — устройство плавника с балластом — неприемлем из-за увеличения осадки, смоченной поверхности и сопротивления при форсированном ходе, а также вследствие трудностей при постановке в док, плавания вблизи мелководных участков. Поэтому намечено разместить внутри корпуса 500 т балласта. Размещение балласта снаружи в длинном киле, улучшающем ход под парусами, могло бы

Рис. 3. Водокрыл Б. Смита,

Рис. 4. Советское рыбоохранное судно (вариант): а — продольный разрез; б — верхняя палуба; в — главная палуба; г — трюм.
1 — жилая зона; 2 — комфортная зона; 3 — жилые каюты; 4 — кладовые; 5 — МО.

ухудшить ход под двигателями. Регулирование положения центра бокового сопротивления решается путем дифферентов и установкой больших секторных швертов.

Парусное вооружение состоит из четырех модулей, а каждый модуль — из грота и стакселя со свободной передней шкаториной, наворачиваемых при уборке на штаг. Общая площадь парусов, равная 1670 м2, по расчетам обеспечивает 12-уз скорость судна. Рангоут и такелаж имеют незначительное воздушное сопротивление, что важно для форсированного хода.

Рассмотренное интересное и полезное предложение является ярким примером творческого подхода к проблеме рационального использования топлива. Думается, что количество таких примеров будет увеличиваться.


Читать далее:

Категория Парусная система