Мокрое замораживание тунца на суперсейнерах типа "Родина"


Категория Холодильное оборудование судов

Замораживание тунца на суперсейнерах типа «Родина» осуществляется в растворе хлорида натрия (рассоле) в двух танках вместимостью по 20 м3 и в двух танках — по 50 м3. В танках, имеющих вид вертикальных шахт с верхними крышками, установлены пристенные охлаждающие батареи с непосредственным кипением R22. Для дополнительного охлаждения рассола предусмотрен кожухотрубный испаритель. Использование циркуляции рассола через испаритель оказалось невозможным из-за образования в нем ледяных пробок. Поэтому на ССТ типа «Родина» для дополнительного охлаждения рассола используются два кожухозмеевиковых испарителя с охлаждающей поверхностью 20 м2 каждый, первоначально предназначенных для охлаждения забортной воды.

На рис. 1 изображена схема холодильной установки ССТ «Родина», в которую не включено то холодильно-технологическое оборудование, которое в процессе эксплуатации не используется. ВКА № 1, 2 S3-900/04 обеспечивают работу двух кожухозмеевиковых рассольных испарителей и пристенных батарей в четырех рассольных танках, а ВКА № 3 предназначен для поддержания спецификационного температурного режима в трех грузовых трюмах, в которых происходит домо-раживание тунца от -13…-15 до -20…-25 °С в течение 4…5 сут.

Рис. 1. Схема холодильной установки ССТтипа «Родина»:
1 – линейный ресивер; 2 – конденсатор; 3 – ВКА S3-900; 4 – отделитель жидкости; 5 – кожухозмеевиковый испаритель; 6 – рассольный фильтр; 7 – рассольный насос; 8 – терморегулирующий вентиль; 9 – СВ; 10 – рассольный вместимостью 50 м3; 11 – рассольный танк вместимостью 20 м3; 12 -03ДУхоохладитель грузового трюма; 13 – дроссельный вентиль; 14 – цирку-яционный ресивер; 15 — насос хладагента

Оптимальное соотношение рассола и тунца 1:1. Загрузка тунца в танки осуществляется навалом. Одновременно на судне готовится 60…70 м3 рассола, чтобы обеспечить заполнение одного танка вместимостью 50 м3 и двух флотационных насадок. Максимальное количество тунца, которое может быть заморожено в этом количестве рассола, составляет около 250 т при стабильных уловах по 40 т в течение 6 сут. Дальнейшее использование рассола становится невозможным из-за сильного его загрязнения. Загрязнение рассола вызывает бурное пенообразование, в результате чего не только увеличивается продолжительность замораживания, но и становится невозможным процесс флотационной выгрузки. Резко снижается эффективность работы испарителей.

В процессе замораживания тунца, а также при загрузке свежевы-ловленного тунца в танки с темцературой рассола -15…—17 °С наблюдается сильное его смерзание. Смерзание происходит в местах прилегания тунцов друг к другу. В результате смерзания выгрузка замороженного тунца из танка возможна только вручную или после отепления, которое производится путем откачивания холодного рассола и заполнения танка забортной водой с последующей выдержкой в течение 1…2 ч.

Внедрение флотационного способа выгрузки тунца из танка регламентируется только скоростью упаковки его в мешки и укладывания в рефрижераторный трюм на хранение.

После подкачки в танк рассола тунец всплывает в флотационной насадке и при помощи крючка подается на конвейер, а рассол через приемную ванну и сточный трубопровод перетекает в соседний танк.

Целесообразно иметь на всех судах стационарные флотационные насадки. Стационарная флотационная насадка с легкосъемной герметичной крышкой и наружным изоляционным покрытием увеличивает полезный объем танка, а распылитель, изготовленный из листового металла, кроме выполнения своей основной функции — пеногашения, препятствует всплытию тунца в процессе замораживания. В распылителе имеются отверстия диаметром 50 мм, расположенные по радиусу от центра листа, куда в процессе циркуляции подается струя рассола. С наружной стороны отверстия имеются отражатели, позволяющие задерживать определенную часть рассола для более равномерного его распределения по всей поверхности распылителя. Чем дальше от центра листа расположены отражатели, тем они выше. При выгрузке тунца перфорированный лист распылителя поворачивается вокруг горизонтальной оси и прижимается к стенке насадки. Чтобы не препятствовать процессу замораживания в других танках, все насадки и сливные рассольные трубопроводы должны быть присоединены к общей системе разгрузки с индивидуальным рассольным насосом производительностью 20…25 м3/ч.

Рис. 2. Стационарная флотационная насадка:
1 – пристенные батареи холодильного агента; 2 – корпус насадки; 3 – трубопровод входа рассола на распылитель; 4 – распылитель рассола; 5 – приемная ванна для рассола; 6 – предохранительная решетка; 7 – сточный трубопровод рассола; 8 – конвейер


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов