Методы дефектации металлических люковых закрытий


Категория Корпуса судов

Закрытия грузовых люков морских судов подлежат ежегодному освидетельствованию Регистром и периодическим испытаниям на непроницаемость, проводимым не реже одного раза в четыре года. Ремонт люковых закрытий производят также под техническим надзором Регистра.

При дефектации закрытий перед ремонтом проверяют состояние металлоконструкций комингсов, и крышек, шарниров, петель, тяг, роликов, катков, механических и гидравлических приводов. В механических приводах проверяют состояние блоков, рычагов, роульсов, шкивов, кронштейнов, цепей, барабаноз и т. д., в гидравлических — состояние гидроцилиндров, трубопроводов гидросистемы, насосных станций, пультов управления.

До демонтажа закрытия проверяют: зазоры между опорными кромками крышек и опорными частями комингса в положении «Закрыто», а для непроницаемых закрытий — и в положении «Задраено»; зазоры между смежными крышками; вертикальные смещения настилов смежных крышек; состояние устройств для задраивания; положение уплотнительного бурта относительно паза для уплотнительной прокладки; плавность движения крышек в процессе открывания и закрывания; отсутствие заеданий между катками и направляющими при перемещении крышек.

Допускаемое смещение середины уплотнительного бурта от середины паза — 5 мм; вертикальное смещение настилов смежных крышек в положении «Задраено» не должно превышать 4 мм.

После демонтажа крышек проверяют состояние комингса, поверхности уплотнительного бурта, плоскостность опорной поверхности комингса и верхней кромки уплотнительного бурта. При осмотре кромки следует учитывать, что в местах контакта ее с угловыми вкладышами и коротышами уплотнительный бурт должен быть подрезан. Выработка уплотнительной поверхности бурта не должна превышать 4 мм; уменьшение толщины бурта и горизонтального ребра комингса вследствие коррозии — не более 25% первоначальной.

Рис. 1. Местная подрезка уплотнительного бурта в районе углового вкладыша и коротыша

Рис. 2. Схема нивелирования комингса люка:
I — профиль контролируемой поверхности; II — следы прилегающей плоскости; III — следы плоскости визирования

Неплоскостность опорной поверхности комингса и верхней кромки уплотни-тельного бурта проверяют путем нивелирования, в ходе которого определяют расстояния от точек контролируемой поверхности до условной прилегающей плоскости, проходящей через три принадлежащих этой поверхности точки (обычно это точки, расположенные в углах комингса). Нивелирование выполняют двумя способами. При первом нивелир устанавливают так, чтобы плоскость визирования была параллельна указанной прилегающей плоскости; в этом случае искомые расстояния получают вычитанием из замеров по рейкам расстояния между плоскостями визирования и прилегающей. При втором способе нивелир устанавливают произвольно; в этом случае искомые расстояния определяют путем пересчета или графического построения.

Рис. 3. Определение отклонений контролируемой поверхности по отсчетам, снятым при нивелировании

Конструкции корпуса судна, на которые опираются секции закрытий, должны находиться в одной плоскости. Допускаются местные отклонения от плоскостности при установке непроницаемых закрытий не более ±1 мм на длине 1000 мм, при установке проницаемых закрытий не более ±2 мм. Этими требованиями руководствуются при изготовлении нового комингса. Если при дефектации установлено отклонение от указанных норм, то вопрос о методе и объеме ремонта решают представители завода и заказчика и согласуют с инспектором Регистра.

Практикой установлено, что плавный изгиб в вертикальной плоскости продольных стенок комингса не оказывает серьезного влияния на работу закрытия, если: стрелка прогиба на участке прилегания одной крышки не превышает 2 мм; точки комингса, на которые опираются четыре угла крышки, лежат в одной плоскости или же расстояние одной из них до плоскости, проходящей через три остальные, не превышает 2 мм на 1000 мм ширины крышки.

Прогиб поперечных стенок комингса оказывает неблагоприятное влияние на работу закрытия, так как затрудняется обеспечение дожденепроницаемости в положении «Закрыто». Кроме того, в положении «Задраено» крышки будут деформироваться задраивающими устройствами, резиновые уплотнения будут подвержены неравномерному давлению, что в свою очередь может вызвать повышенный износ прокладок. Допустимая величина стрелки прогиба зависит от жесткости крышек.

При осмотре крышек проверяют: состояние резиновых уплотнительных прокладок; глубину и площадь коррозионных повреждений настила, набора, угольников и полос паза под уплотиительные прокладки, уплотнительных буртов крышки, дренажных угольников и т. п.; характер и размеры механических повреждений деталей крышки; общую и местную деформации крышек.

Суммарная величина износа и остаточной деформации уплотнительной прокладки не должна превышать 3 мм. Нормы коррозионных повреждений металлоконструкции крышки такие же, как и для других корпусных конструкций. Вертикальные стенки набора крышек не должны иметь признаков потери устойчивости. Отклонения от прямолинейности профильного набора — в пределах допускаемого для балок судового набора. Для новых крышек величины бухтин и вмятин настила не должны превышать установленных для конструкций группы I. Для крышек, бывших в эксплуатации, эти нормы могут быть увеличены по согласованию с инспекцией Регистра. Общий изгиб крышки не должен превышать 5 мм по длинной стороне крышки и 2 мм — по короткой.

Рис. 4. Схема установки крышки на опоры для проверки деформации

Если отклонения опорных поверхностей комингса от плоскости превышают требуемые отраслевым стандартом, то можно не придерживаться приведенных норм для крышек, поскольку правка их не даст гарантии надежной работы закрытия. Поэтому при дефектации крышек нормы допустимых отклонений корректируют в зависимости от состояния комингса (его опорной поверхности и верхней кромки уплотнительного бурта).

Такое расположение опор позволяет исключить деформацию крышки под действием силы тяжести.


Читать далее:

Категория Корпуса судов