Механизация и автоматизация


Категория Парусная система

Для уменьшения команды, ускорения и облегчения работы с парусами необходима механизация работ. Следует механизировать все эксплуатационные работы с парусным вооружением; постановку и уборку парусов, обезветривание их при опасном крене или в шторм, рифление парусов, управление постановкой парусов на ходу (углом атаки) и т. д.

Наиболее просто механизировать работу жестких парусовз для этого необходимо сделать поворотную мачту — ланжерон, провести тяги управления к закрылкам и предкрылкам. Все это не выходит за рамки обычных задач проектирования крыльев самолетов, поэтому при разработке механизированного паруса-крыла может использоваться богатый опыт авиации.

Для установки жесткого паруса-крыла во флюгерное положение (при шторме или шквале) можно использовать дополнительное крыло-стабилизатор, автоматически создающее стабилизирующий момент. Если стабилизатор не предусмотрен, то флюгерное положение может осуществляться за счет смещения мачты-ланжерона в нос от центра давления крыла.

Рис. 1. Обезветривание жестких и полужестких парусов при шторме и шквале:
а — в результате установки крыла-стабилизатора; б — за счет смещения мачты-лонжерона в нос от центра давления; в — путем флюгерной установки мачты-крыла.

Рис. 2. Схема уборки парусов системы «Динариг» (патент Вагнера—Пролса).
1 — мачта; 2 — ролики; 3 ликтрос; 4 — паруо.

Рис. 3. Схема устройства для автоматического рифления бермудского паруса (зарубежные патенты):
а — намоткой в полый гик; б — намоткой на мачту.

Аналогично решается вопрос при установке на судне полужестких парусов. При шторме убирается мягкий парус, и работает только мачта-крыло, площадь которой обычно составляет 20—30% от общей площади парусности. С усилением шторма мачта-крыло автоматически устанавливается во флюгерное положение.

Осуществление всех операций управления крылом, парусом и мачтой может производиться электрическими, гидравлическими или пневматическими приводами.

Примером механизации уборки, постановки и обезветривания мягких парусов может служить система вооружения- «Динариг», у которой мягкие паруса, скользящие верхней и нижней кромками по реям, втягиваются в соответствующие пазы в мачте и накручиваются там на вал. Одна из подобных систем с прямым вооружением предусматривает уборку парусов внутрь полых рей; парус втягивается в продольный паз рея и наматывается на вал подобно оконной шторе в железнодорожном вагоне или переносному киноэкрану. Включение соответствующих приводов производится дистанционно с мостика и может быть автоматическим (в зависимости от силы ветра).

Если не увлекаться такими мощными, но трудно осуществимыми и дорогими проектами, как «Динашиф», а ограничиться обычным бермудским вооружением, то для обслуживания каждого паруса требуются всего две лебедки: одна для выбирания и травления фала (постановка, уборка и рифление паруса), а одна для выбирания и травления шкота (установка паруса под заданным углом). В этом случае, как видим, механизация постановки, уборки и управления парусами является наиболее легкой, разрешаемой простыми средствами. Для механизации и ускорения рифления бермудских парусов может использоваться устройство, показанное на рис. 3, принцип действия которого аналогичен уборке шторы: при спуске паруса он автоматически накручивается на вал, находящийся в полом гике, который приводится во вращение спиральной пружиной, растягиваемой при подъеме паруса.

Рис. 4. Схема управления курсом судна с помощью автоматического крыльевого рулевого:
а — общий вид авторулевого; б, в, г — схемы работ, А – положение флюгера; Б — положение пера руля.

Рис. 5. Ветроподруливающие устройства (авторулевые):
а — с гидравлической передачей от крыла на руль; б — с механической передачей от ветродвигателей на руль.

Проблема автоматического управления курсом парусного судна уже давно решена на крейсерских океанских яхтах. Подруливающее устройство основано на использовании воздушного крыла флюгера, управляемого ветром. В настоящее время разработано несколько десятков таких устройств, два из которых показаны на рис. 5. Для небольших парусных судов (туристских, круизных и т. п.) достаточно применить любое из зарекомендовавших себя подруливающих устройств, описанных в литературе.

Для больших парусников с успехом можно использовать стандартный судовой электрический авторулевой, применяемый на современных моторных судах, или новейшие электронные устройства.


Читать далее:

Категория Парусная система