Механическая обработка листовой стали и профильного проката


Категория Корпуса судов

Механическая обработка состоит из следующих операций: вырезка деталей из листовой или профильной стали на пресс-ножницах, гильотинных, вибрационных, дисковых (роликовых) ножницах, а также фрезерование кромок; вырубка и проколка отверстий на прессе; сверление отверстий, зенкование отверстий; строжка и разделка кромок, снятие фасок.

Механическая резка стали. Механическая резка судостроительной стали в цехах судоремонтных заводов чаще всего выполняется на гильотинных ножницах и пресс-ножницах с комбинированными ножами.

Подвергаемый резке металл находится в холодном состоянии. Последовательность процесса резки на ножницах характеризуется зонами деформации, наблюдаемыми на поверхности среза: зона 1 — смятие поверхности; зона 2 — начало разрушения; зона 3 — полное разрушение металла из-за образования трещин скалывания; зона 4 — смятие поверхности от воздействия нижнего ножа. Скалывание наступает обычно при углублении лезвия ножа на 0,2—0,4 толщины листа (для сталей повышенной прочности — при меньшем углублении ножа). В результате наклепа на кромках деталей образуется зона с пониженными пластическими свойствами и ударной вязкостью. Поэтому рекомендуется кромки деталей, предназначенных для изготовления ответственных конструкций (особенно подвергающихся значительным динамическим и вибрационным нагрузкам), дополнительно обрабатывать — строгать или фрезеровать. Величина обрабатываемой зоны должна быть в пределах 3—10 мм.

Механической резкой целесообразно вырезать детали любой конфигурации из листов толщиной до 4 мм и детали из толстых листов с прямолинейными контурами, а также из профилей без их разделки под сварку.

Резка профильного проката может быть выполнена на пресс-ножницах и прессах различных типов с помощью специальных штампов (при их отсутствии обычно пользуются газовой резкой). Вырубку голубниц рекомендуется выполнять на прессах при помощи вырубных штампов.

Строжку следует выполнять по центрам концевых кернов разметки. Отклонения после строжки не должны превышать ±0,5 мм от центра керна.

Примечание. Листы и профили до подачи на механическую обработку должны пройти операцию предварительной правки.

Отклонения простроганной кромки от перпендикуляра к поверхности листа не должны превышать 0,5 мм на толщину листа. Сверление отверстий должно производиться по кернам, намечающим центры отверстий. Смещение высверленных отверстий от размеченной окружности не должно превышать 1 мм. При пакетном сверлении смещение отверстий в нижнем л^сте пакета относительно отверстий в верхнем листе также не должно превышать I мм.


Читать далее:

Категория Корпуса судов