Малярный цех, его задачи и оборудование


Категория Малярные работы в судостроении

Все работы, связанные с защитой судов от коррозии и обрастания, отделкой судовых помещений, окраской оборудования и другой продукции, выпускаемой судостроительными заводами, должны выполняться в малярном цехе.

Малярные цехи судостроительных заводов размещают в просторных светлых помещениях, на 1-м этаже или в отдельном одноэтажном здании. Все помещения оборудуются эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. При малярном цехе должны быть:
— пульверизационные кабины с водяными завесами и подъемно-вращающимися столами для окраски деталей пульвериза-ционным способом;
— ванны для окраски окунанием крепежа и мелких деталей, оборудованных бортовой вентиляцией;
— столы с вытяжными приспособлениями для шпаклевки, шлифовки и окраски кистью;
— камера термо-радиационного типа для сушки при повышенной температуре;
— стеллажи для холодной сушки и складирования деталей;
— помещение, оборудованное металлическими шкафами, для хранения инструментов, необходимых малярам для повседневной работы;
— санитарно-бытовые помещения: раздевалки для чистой и грязной одежды, комната для очистки спецодежды от пыли (об-дувочная), умывальные комнаты с горячей водой, женские и мужские душевые типа санпропускника, снабженные фенами для сушки волос, комнаты гигиены женщин, комната приема пищи или отдельная столовая для маляров в больших цехах, косметический кабинет для ухода за кожей рук и лица, устраняющего возможность появления профессиональных дерматитов;
— красный уголок и комнаты для занятий и отдыха маляров в обеденные перерывы и после работы.

В малярных цехах судостроительных и судоремонтных заводов приготовляют специальные грунты, краски, клеи и мастики, а также разводят краски до малярной консистенции.

Для выполнения этих работ малярные цехи имеют краскозаготовительное отделение, в которое, кроме производственных участков, входят кладовые для хранения:
1) сухих пигментов, мела, смол, асбеста, цемента и др.; 2) жидкостей (олифы, лаков, сиккативов, растворителей и разбавителей);
3) густотертых красок. Кладовые должны быть оснащены необходимым количеством подземных цистерн и баков для хранения олифы, лаков и др. жидкостей. Кладовые оборудуют различными мерниками и перекачивающими устройствами. Краскозаготовительное отделение должно иметь участки: для приготовления растворов смол, клеев, разведения загустевших красок, подгонки цвета красок по заданному эталону; для перетирания шпаклевок и красок и для выполнения других работ. Такие участки должны быть оборудованы установками для сушки и измельчения мела, дробления смол, приготовления шпаклевок вальцами, для перетирания пигментов краскотерками, мешалками различных типов. Здесь готовят также различного рода пасты, смывки и другие материалы, употребляемые при малярных работах для перевозки полуфабрикатов, подача которых не может быть механизирована. Готовые материалы (шпаклевки, мастики, грунты, краски) хранятся на участке в специальной герметически закрывающейся таре. Для ее перевозки используют тележки. Краскозаготовительное помещение необходимо изолировать от других смежных помещений. Часть помещения, где устанавливается оборудование для подсушивания мела, также должна быть отделена от остальной части цеха.

Все необходимые для работы лакокрасочные материалы (в готовом виде) рабочие получают на раздаточном участке. Материалы, поставляемые в таре (банках, бутылях), а также весы, мерники, наборы сит и котелков хранятся на специальных стеллажах. На раздаточном участке необходимо соблюдать все санитарно-гигиенические и противопожарные требования, систематически производить тщательную очистку инвентаря от загрязнений и уборку помещения. Доступ на раздаточный участок должен быть разрешен только обслуживающему персоналу. Обычно на этот участок после работы передаются котелки с остатками красок или загрязнившиеся котелки для замены их чистыми, которые очищаются в специальной ванне с двумя отделениями: в одно из них наливают раствор щелочи (подогреваемый паром) и погружают очищаемые котелки, в другое — воду для промывки.

Рис. 1. Тара для хранения и перевозки лакокрасочных материалов

На изоляционном участке заготовляют щиты различного вида для пакетной изоляции и производят оклейку их миткалем. Этот участок оборудован специальными станками для распиловки (по толщине и ширине) изоляционных материалов. На этом же участке имеется склад для хранения материалов.

Инструмент (для очистки от окалины, ржавчины, старой краски), кисти различного назначения, краскораспылители, шланги, средства индивидуальной защиты маляров (различного рода респираторы, противогазы, очки) хранятся и выдаются в инструментальной кладовой. При инструментальной кладовой должен быть организован участок для профилактического ремонта инструмента.

Качество лакокрасочных материалов, поступающих в цех, и их соответствие стандартам и данным сертификатов контролирует цеховая лаборатория. Лаборатория контролирует также соблюдение рецептуры при изготовлении грунтов, красок, шпаклевок и клеев, качество их при выдаче из цеха; дает указания о количестве растворителей, необходимых для разведения красок; систематически проверяет правильность применения красок и их вязкость на месте окрасочных работ. По указаниям лаборатории и под ее наблюдением готовят различного рода разбавители, грунты и краски с ограниченным сроком годности или краски, содержащие добавки типа ДГУ, 102Т и др.

Все малярно-живописные работы на строящихся или ремонтируемых судах, а также и для всего завода (гербы, цифры, знаки, плакаты, лозунги) выполняет малярно-живописная мастерская. Мастерская должна быть расположена в просторном и светлом помещении, и оборудована хорошей вентиляцией, стеллажами для сушки окрашенных изделий и столами для работы. Здесь должны находиться различные трафареты, аэрографы, кисти для художественных работ. В мастерской должен быть шкаф для сушки покрытий при повышенной температуре, плита с курантом, небольшая кабина для окраски при помощи краскораспылителей.

Для создания нормальных гигиенических условий в этих помещениях должны быть: стены и потолок из огнестойкого материала, гладкие и окрашенные масляной краской; полы водонепроницаемые, легкоочищаемые, нескользкие, с уклоном и трапами для удобства их мытья; перекрытия легкие; окна и двери, открывающиеся наружу; светильники газо- пыленепроницаемые; подводка и пусковые приборы закрытого типа.

На судостроительных заводах в распоряжении малярного цеха находятся плавучие малярные станции, устроенные на катере или барже. Они предназначены только для окраски надводного борта и надстроек судов, находящихся вне дока. Эти станции оборудованы компрессорами, масло- водоотделителями и комплектами краскораспылителей, простых или с удлинителями. На больших станциях имеются также краскотерки, мешалки и другое оборудование, необходимое для приготовления материалов, используемых при окраске судна.

Рис. 2. Передвижная малярная станция


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении