Лодочный прицеп — трейлер


Категория Катера и лодки

Лучше всего иметь хорошую вместительную лодку, буксируемую за машиной на специальном прицепе — трейлере. По сравнению с перевозкой лодки на верхнем багажнике такой вариант дает значительные преимущества. Масса и габариты лодки практически не ограничиваются, кузов автомобиля не несет дополнительной нагрузки, упрощается и погрузка-разгрузка самой лодки. Кроме того, лодка на трейлере становится дополнительным багажником: здесь можно разместить мотор и запас горючего, палатку, спальные принадлежности, походную утварь. Словом, располагая четырехместной лодкой на прицепе, можно отправляться в путешествие всей семьей даже на такой машине, как «Москвич» или «Жигули».

К сожалению, промышленный выпуск трейлеров для перевозки лодок в нашей стране еще не налажен. Многие автолюбители делают их сами, руководствуясь «Общими техническими требованиями на прицепы для легковых автомобилей», согласованными с Управлением госавтоинспекции МВД СССР и утвержденными Министерством автомобильной промышленности СССР в 1970 г.

Рассмотрим конкретные решения, которые могут быть использованы при разработке конструкции лодочного прицепа. Прежде всего следует остановиться на существующей технике спуска лодки с трейлера в воду и ее подъема, так как это во многом определяет конструкцию прицепа.

Получили распространение пять основных видов трейлеров для спуска—подъема лодок. Наклонный трейлер применяется для малых лодок с небольшой массой. Дышло прицепа освобождается от крепления к тяговому автомобилю, его конец поднимается вверх и лодка соскальзывает по направляющим роликам с рамы в воду. Трос, прикрепленный к раме трейлера около его оси и соединяющий прицеп с автомобилем близ специального устройства, помогает развернуть прицеп с помощью автомобиля в наиболее удобное положение для спуска или подъема лодки.

Более удобен трейлер с качающейся рамой, при котором дышло остается постоянно закрепленным за сцепное устройство. Передний конец рамы отсоединяется от дышла, и она поворачивается относительно оси колес в наклонное положение. Шарнирное Соединение дышла о рамой может быть выполнено различными методами.

Существует трейлер с подвижной рамой. В этом случае часть рамы смещается к заднему концу трейлера и рама поворачивается в наклонное положение, становясь слипом для спуска лодки. Конструкция удобна тем, что не требуется большой глубины для спуска лодки вблизи уреза воды.

Трейлер с подъемной рамой используется для тяжелых катеров. Рама снабжена механическими или гидравлическими домкратами, которые одускают ее вместе с катером между колес трейлера до уровня воды почти горизонтально. Усилие домкратов должно быть достаточным и для того, чтобы поднять раму вместе с судном в нормальном положении, удобном для транспортировки по суше.

Наконец, существуют трейлеры с телескопической рамой. При спуске лодка откатывается на подвижной раме далеко за задний конец трейлера и легко опускается по направляющим роликам.

Выбор того или иного трейлера для спуска обусловлен местными береговыми условиями, массой и габаритами судна, характеристиками тягового автомобиля. Для отечественных гребных и моторных лодок, масса которых в снаряженном состоянии не превышает 250 кг, возможно использование наклонных трейлеров, трейдеров с качающейся и подвижной рамой.

Основными узлами прицепа-трейлера являются: рама, подвеска, сцепное устройство, устройство для установки лодки на трейлере и ее крепления, вспомогательное оборудование—электрооборудование, номерной знак и т. п.

Рама трейлера. Конструкция рамы зависит от принятой схемы спуска лодки и типа подвески колес. В простейшем виде она может быть собрана из дышла — тонкостенной трубы круглого или квадратного сечения по длине трейлера и поперечины — траверзы из угольников или швеллеров. К переднему концу дышла присоединяется сцепное устройство и стойка для крепления форштевня лодки. Траверза служит для-установки подвески колес; на ней монтируют опоры (кильблоки) поД днище лодки, фиксирующие ее в поперечном направлении. В зарубежной практике опоры располагают непосредственно у, транца лодки, т. е. в таком районе корпуса, который имеет гарантированную жесткость. В таких случаях дышло делают на 0,5т—0,6 м длиннее корпуса лодки, а на его заднем конце крепят отдельную вторую траверзу с поперечным кильблоком.

Рис. 1. Принципиальные конструкции трейлеров.

Рис. 2. Устройство трейлера «Эско-10». Длина — 4,12 м; ширина габаритная — 1,66 м; колея — 1 „46 м; дорожный просвет — 405 мм; грузоподъемность — 300 кг; собственная масса — 90 кг.
1 — дышло; 2 — носовая стойка (положение по длине регулируется в зависимости от длины лодки); 3 — страховочная цепь; 4 — опора форштевня; 5 — резиновый роульс; 6 — тяга подвески; Т— травеоза:

Оси колес должны располагаться по длине лодки таким образом, чтобы удовлетворялся пункт 17 требований (см. стр. 360). Если положение центра тяжести лодки по длине, необходимое для такого расчета, неизвестно, ось можно расположить на расстоянии, равном примерно 10% длины лодки, в корму от ее середины (миделя).

В качестве дышла трейлера грузоподъемностью до 300 кг можно использовать стальную трубу 60×2 мм (или немного больше); его можно также сварить из двух швеллеров 70×35 мм, согнутых из двухмиллиметровой стальной полосы шириной 140 мм. Траверза должна быть достаточно жесткой и прочной, особенно в среднем сечении.— в месте крепления к дышлу. Заметим, что для удобства зимнего хранения трейлер можно сделать разборным, т. е. предусмотреть отсоединение траверзы от дышла.

Описанная простейшая Т-образная рама может иметь и ряд вариантов. Например, в универсальных трейлерах промышленного выпуска для возможности перевозки лодок разной длины дышло делают выдвигающимся из рамы, выполненной с помощью двух параллельных швеллеров или труб. В этом случае используются трубы меньшего диаметра (25—30 мм при толщине 1,5—2 мм), однако экономии в массе, по сравнению с Т-образной рамой, как правило, не получается.

Рис. 3. Трейлер с раздвижной рамой.
1 — опора для форштевня лодки; 2 — дышло; 3 — днищевая опора; 4 — рама; 5 — траверза; 6 — крыло; 7 — кормовая опора.

Т-образная рама неприменима при установке продольных полуэллиптических рессор и независимой рычажной подвески с пружинными амортизаторами (мотоциклетного типа). Для этих вариантов подвески на раме необходимо обеспечить определенную продольную базу (для закрепления концов рессоры, шарнира рычага и амортизаторов).

Одна из конструкций подобных рам-площадок, изготовленных из труб или тонкостенных швеллеров, показана на рис. 293. Трейлеры этого типа легко превращаются в универсальный прицеп — достаточно снять кильблоки и поставить на раму дощатый кузов с бортами. Не составляет проблемы конструкция поворотной рамы для второго или третьего из рассмотренных выше типов трейлеров. Крепление ее носового конца к дышлу должно быть достаточно надежным и исключать самопроизвольную отдачу во время транспортировки.

Ходовая часть (подвеска). Эта часть трейлера может быть выполнена с использованием колес, амортизаторов и других деталей от автомобилей, мотороллеров, мотоколясок и мотоциклов.

Конструкция подвески должна смягчать динамические нагрузки, передающиеся от колес на раму, гасить колебания, возникающие при движении. по неровной дороге. Может применяться как зависимая (колеса связаны общей осью и вертикальное перемешение одного колеса передается другому), так и независимая (каждое колесо связывается с рамой рычагами, перемещающимися независимо друг от друга).

Наиболее проста зависимая подвеска на полуэллиптических рессорах от автомобилей «Москвич-407», «Волга» и т. п. Ось изготовляется из трубы диаметром 40—60 мм, по концам которой ввариваются цапфы под ступицы колес. Крепление оси к рессорам осуществляется скобами из прутков и фиксирующими болтами -М8—М10. Рессора крепится к обушкам, приваренным к раме, резиновыми втулками.

Рис. 4. Прицеп с полуэллиптическими рессорами.

В автомобильных подвесках для обеспечения плавного комфортабельного хода рессоры дополняются гасящими колебания гидравлическими амортизаторами. На трейлере можно обойтись без них либо поставить цилиндрическую пружину.

При независимой подвеске цапфа колеса закрепляется на рычаге, который может перемещаться в поперечной (по отношению к направлению движения трейлера) или в продольной плоскости.

Первая конструкция оказывается выгоднее при использовании амортизаторов, имеющих сравнительно небольшую высоту и ход (цилиндрические пружины большого диаметра, гидравлические и пневматические амортизаторы). Рычаг шарнирно крепится на дышле или траверзе рауы и надежно фиксируется в продольной плоскости. С этой целью рычаг либо выполняется с разнесенными по длине дышла шарнирами, либо скрепляется в дышлом трубчатыми тягами. В случае применения цилиндрических пружин внутрь них рекомендуется вставить резиновый буфер, ограничивающий сжатие витков.

Рис. 5. Зависимая подвеска колес трейлера с полуэллиптическими рессорами и пружинными амортизаторами.

Рис. 6. Варианты независимой подвески колес трейлера с качанием рычага в поперечной плоскости. а — трубчатый рычаг с распоркой; б — рычаг в виде фермы, сваренной из труб; в — штампованный рычаг.
1 — продольная балка рамы (дышло); 2 — распорка; 3 — рычаг; 4 — цапфа колеса; 5 — пружинный амортизатор; 6 — траверза рамы; 7 — ось рычага; 8 — сварной рычаг из труб; 9 — штампованный рычаг.

На ряде зарубежных конструкций трейлеров, например, французской ф’ирм^,1 «Ланселот», -цапфы колес крепятся к концам поперечной полуэллиптической рессоры, прикрепленной средней частью к траверзе. Эта легкая изящная подвеска эффективно работает при нагрузках 150—250 кг, особенно с дополнительными амортизирующими элементами у концов рессоры. Однако для подобного трейлера необходимо изготовление специальной рессоры сравнительно большой длины (колея легковых автомобилей составляет 1150—1450 мм) и соответствующей жесткости.

Для подвесок с качанием рычага в продольной плоскости можно использовать маятниковые вилки тяжелых мотоциклов вместе с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Как и на мотоцикле, на каждое колесо ставятся два амортизатора. Для уменьшения габаритной ширины трейлера оба амортизатора лучше ставить с внутренней стороны, прикрепив их на один рычаг.

Рис. 7. Трейлер фирмы «Ланселот» С одной полуэллиптической рессорой.

На легких трейлерах, рассчитанных на лодку весом 120—150 кг, достаточно простейших пружинных амортизаторов двойного действия. За рубежом не редкость и еще более простые конструкции амортизаторов — из куска толстой эластичной резины, с помощью которой крепится к раме вилка подвески. Правда, подобный амортизатор допустим лишь для хорошей дороги, на проселочных дорогах приходится снижать скорость. В конструкции подвески обязательно надо предусматривать страхующие элементы на случай обрыва амортизатора.

Рис. 8. Подвеска колеса с использованием вилки мотоцикла и пружинных амортизаторов.

Рис. 9. Торсионная подвеска.

В качестве упругого элементу, независимой подвески может быть применен пластинчатый торсион (например, от грузового мотороллера «МГ-150» или некоторых автомобилей), заключенный в трубу, которая одновременно служит траверзой рамы. Этот тип подвески очень прост и компактен, применим с Т-образной рамой. Для гашения колебаний торсион рекомендуется- дополнять легкими пружинно-гидравлическими амортизаторами между рычагом и рамой.

Недостатком рассмотренных типов подвески с продольным расположением рычагов является значительный наклон внутреннего колеса на повороте, однако простота конструкции и постоянство колеи при колебании колес искупают этот недостаток.

Сцепное устройство. Это устройство допускается применять толькр стандартного шарового типа (нормализованные размеры шара приведены на рис. 299). Ось шейки диаметром 25-^29 мм должна проходить через центр шара и быть перпендикулярной к плоскости площадки и его верхней части. Изгиб шейки (или ее высота до плиты кронштейна, крепящегося к автомобилю) может начинаться не ближе 32 мм от центра шара, а переход сферической поверхности в шейку должен располагаться в пределах заштрихованной зоны. Высота центра шара над поверхностью дороги при полной нагрузке автомобиля не должна быть менее 350 мм. Центр шара должен отстоять от конструкций автомобиля минимум на 75 мм; замок должен обеспечить беспрепятственный поворот дышла по 60° в каждую сторону и на 10° вверх и вниз в вертикальной плоскости.

Одна из возможных конструкций замкового устройства показана на рис. 300. Устройство состоит из двух шаровых вкладышей 5, один из которых вваривают в трубчатый корпус, другой присоединяется к подпружиненному рычагу. Оттянув рукоятку, шар сцепного устройства свободно заводят в замок, затем отпускают рычаг на место. Для надежности замок запирают штырем. Вкладыши и шар желательно выточить из качественной стали, например, 40Х, рабочие поверхности— цемен* тировать и закаливать до HRC-60.

Рис. 10. Размеры сцепного шара по нормали. Материал — сталь 40Х.

Рис. 11. Сцепное устройство.

Корпус замка соединяется с дышлом через муфту и болт, на котором предусмотрены резиновые или пружинные амортизаторы двойного действия. Описываемая конструкция обеспечивает сцепление замка трейлера с шаром без зазоров и хорошую амортизацию как при страгивании автомобиля с места, так и при торможении.

Рис. 12. Кронштейн для крепления сцепного устройства на автомобиле.
1 — плита для крепления шара; 2 поперечная труба; 3 — обушки крепятся болтами бампера; 4 — продольные тяги; 5 — опорные планки; крепятся к раме автомобиля.

Рис. 13. Рекомендуемые способы крепления страховочных цепей на дышле трейлера.
а — две цепи; б — одна цепь.

В обоих случаях цепь перекрещивается под дышлом таким образом, чтобы оно поддерживалось на весу, если по каким-либо причинам сломается шаровая сцепка. Длина цепей принимается минимальной, важно чтобы они не мешали свободному повороту автомобиля. Хорошим способом является и крепление, цепей непосредственно за дышло (а не за корпус замка) и за специальные обушки на буксирном кронштейне (не за шейку или болт шара).

Установка и крепление лодки на трейлере. Масса большинства мотолодок, выпускаемых отечественной промышленностью, не превышает 200 кг. Их погрузка на трейлер и установка на нем не требуют особо сложных приспособлений и громоздких кильблоков.

Рис. 14 Схема расположения опор для корпуса лодки на трейлере.
1 — рым на форштевне; 2 — носовая фиксирующая опора; 3 — килевые ролики; 4 — продольные опоры у транца; 5 — поперечный кильблок; 6 — обрезиненные ролики у транца.

На трейлере достаточно иметь следующие четыре опоры, размещенные в местах наибольшей жесткости и прочности корпуса:

A. Опора (кильблок) у транца — выполняется с учетом килева-тости днища поперечных брусьев (с мягкой обивкой верхних кромок) или ряда поперечных вращающихся роликов, покрытых резиной. Кормовая опора должна располагаться в непосредственной близости от жесткого транца, воспринимать массу наиболее тяжелой части корпуса и уложенного в корме подвесного мотора, препятствовать качанию или смещению лодки в поперечном направлении.

Б. Опора киля — устанавливаемый в носовой трети длины корпуса небольшой кильблок или ряд обрезиненных роликов под килем на продольной балке трейлера. Эта опора должна препятствовать боковым смещениям лодки и направлять ее при погрузке на трейлер.

B. Опора форштевня — стойка с башмаком, прилегающим к обшивке у штевня, и рымом, к которому крепится специальный обушок на носу лодки. Этот обушок является непременной деталью лодки, перевозимой на трейлере. По зарубежным стандартам обушок устанавливается на форштевне на высоте 416 мм от линии киля для лодок длиной до 4,8 м и 508 мм — для лодок большей длцны. За этот же сбушок крепится трос лебёдки для погрузки лодки на трейлер, а также буксирный конец при аварийной буксировке лодки по воде. Поэтому правилами обычно регламентируется весьма прочная конструкция этого узла (обязательно со сквозным болтом), способная выдержать статическую нагрузку, равную суммарной массе лодки и груза, которые на ней допускается перевозить.

Г. Бортовые опоры — размещаются по бокам в районе скулы лодки; они не должны воспринимать массу, а лишь фиксировать положение лодки от сдвига вбок или крена.

От перемещения вверх лодка фиксируется в районе траверзы бандажом — плоской хлопчатобумажной или капроновой лентой, снабженной металлическими протекторами в местах перегибов на бортах.

С помощью винтовых стяжек-талрепов бандаж плотно подтягивает кор-пус лодки к опорам трейлера. Лодка может быть подтянута к раме и двумя короткими тросами с захватами, накладываемыми на транец-Важно, чтобы во всех случаях была исключена возможность перетирания креплений и повреждения обшивки лодки.

Вспомогательное оборудование трейлера. Непременной деталью должна быть откидная опорная стойка-подкос, закрепленная на дышле снизу, вблизи замка для обеспечения устойчивого положения отцепленного трейлера. Если предусматривается стойка для опоры форштевня, практично опорную стойку выполнить вдвигающейся в ее трубу. Фиксация стойки в убранном или рабочем положении осуществляется штырем с закладным язычком.

Если лодку с трейлером необходимо перемещать вручную по территории стоянки, полезно снабдить стойку дышла небольшим, вращающимся вокруг вертикальной оси колесом, оно позволит легко перемещать трейлер.

Рис. 15. Съемное переднее колесо для ручной тяги трейлера.

Рис. 16. Тормозная система трейлера, работающая от гидравлической системы автомобиля.

Тяжелые трейлеры приходится снабжать тормозами. Лучший привод для тормозов — гидромеханический. Гидроцилиндр на трейлере соединяется с тормозной системой автомобиля коротким трубопроводом; движение поршня передается на исполнительный механизм тормозов трейлера при помощи троса в боуденовской оболочке. В случае обрыва трейлера тормоз должен сработать автоматически. Могут использоваться также тормоза с электрическим приводом.

Для облегчения погрузки лодки и ее спуска на воду трейлеры часто снабжают простейшими ручными лебедками, закрепленными на стойке в передней части дышла на высоте обуха форштевня. Рассчитывать такую лебедку рекомендуется на тяговое усилие, равное весу лодки и мотора; разрывная нагрузка троса (он может быть стальным или капроновым) должна быть не менее 150% грузоподъемности лебедки, а прочность скобы, которой трос крепится к обуху на форштевне, — не менее удвоенной грузоподъемности лебедки. Лебедка обязательно снабжается храповиком или другим стопорным устройством. Длина троса должна быть равна удвоенной длине лодки. На некоторых зарубежных конструкциях трейлеров лебедки снабжаются электромоторчиками, работающими от аккумуляторной батареи автомобиля и управляемыми дистанционно. Кстати, лебедка трейлера может оказаться полезной, если автомобиль застрянет где-нибудь на заболоченных местах.

Электрооборудование и номерной знак выполняют в соответствии с действующими правилами и пользуясь широким ассортиментом деталей для автомобилей.

Рис. 17. Фиксация подвесного мотора в откинутом положении при транспортировке лодки на трейлере.

При транспортировке лодки на трейлере мотор должен быть откинут от транца и надежно закреплен. Возможный вариант для мотора «Москва-25» представлен на рис. 17. Приспособление состоит из фиксирующей втулки и упора. Втулка при помощи стальных щек крепится к кронштейнам подвески сквозными болтами, стягивающими передние части кронштейна. Проушины верхней узкой части упора, изготовленного из угольников, с втулкой соединяются шпилькой с чекой. Широкая нижняя часть упора посредством своих проушин и штатной шпильки регулировки угла откйдывания мотора закрепляется между струбцинами мотора. На упоре крепится штанга со световой сигнализацией и номерным знаком прицепа.

Аналогичное приспособление может быть изготовлено для любого мотора, только для каждого типа следует продумать конструкцию крепления втулки-фиксатора на дейдвуде.


Читать далее:

Категория Катера и лодки