Льдогенераторы


Категория Холодильное оборудование судов

Схема СПО судна типа БАТМ, на которой показан один из бункеров, изображена на рис. 46. Достоинством СПО с использованием льдогенераторов является возможность аккумулировать холод путем выработки льда до вылова рыбы и подготавливать льдоводяную смесь.

Рис. 1. Схема СПО судна типа «Пулковский меридиан»:
1 – водоохлаждающая цистерна; 2 – водоохладитель ОЗВС 10/1; 3 – рассольный насос; 4 – холодильная установка технологических потребителей; 5 – бункер; 6 – горловина для снега; 7 – лоток; 8 – льдогенератор ИЛ-500; 9 – гидроцилиндр; 10 – шибер разгрузочного окна; И – решетка; 12 – сырьевой конвейер; 13 – циркуляционный насос забортной воды; 14 – водоперекачивающий насос

На судах типа БАТМ СПО включает три бункера, два крайних вместимостью по рыбе 12…14 т каждый и один центральный вместимостью 8…10 т. Соотношение рыбы и воды 1 :1. Загрузка рыбы в бункер производится через верхнюю горловину, а выгрузка — за счет наклона днища бункера в сторону разгрузочных окон, имеющих шиберные заслонки с гидравлическим приводом. Два крайних бункера имеют по три разгрузочных окна, центральный – два.

Шестилетний опыт эксплуатации СПО четырнадцати судов типа БАТМ, преимущественно ведущих промысел ставриды в юго-восточной части Тихого океана, показывает, что из всего оборудования в практике используются только льдогенераторы чешуйчатого льда.

Однако самый большой недостаток рассматриваемых СПО заключается в том, что при разгрузке бункера за 6…7 открытий шибера отбирается не более 2…3 т рыбы, вся охлажденная вода из бункера выливается за борт. После спуска воды сырье из бункера забирается всевозможными подручными средствами или с помощью струи забортной воды, в рассматриваемом случае имеющей температуру 18 °С. Большой бункер вырабатывается за 3…4 ч, а рыба слоем от 0,5 до 2 м находится в бункере без воды и практически без охлаждения, так как охлаждается только то небольшое количество сырья, которое находится непосредственно под горловиной, через которую на рыбу подается снег. На основании результатов многочисленных замеров температур в теле рыбы, проводимых в условиях промысла на различных судах типа БАТМ, было выяснено, что только 15…20% сырья, находящегося в бункере на хранении, охлаждается до 0…5 °С. В связи с отсутствием циркуляции воды неравномерность температурного поля по объему бункера достигает 16…18 °С.

На некоторых судах получил распространение несколько иной способ использования СПО, состоящий в следующем. В бункера, заполненные льдоводяной смесью температурой -2…-6 °С, загружается рыба-сырец из расчета 10…11 т в крайние бункера и 8…9 т -в центральный. При этом вода заливается под самую горловину бункера, исключая этим наличие свободной поверхности, а следовательно, и возможность перемещения воды и рыбы в бункере при качке судна. Бункерный матрос следит за уровнем воды в бункерах и при необходимости дозаправляет в лих забортную воду. Необходимость в пополнении бункеров водой возникает довольно редко, так как обычно льдоводяной смеси от работающего льдогенератора вполне достаточно

я пополнения утечек. Один льдогенератор попеременно подает лед д бункера, заполненные рыбой, в результате чего за 5,5…6 ч удается охладить рыбу от 18 до 3…5 °С. Второй же льдогенератор работает на бункер, из которого в данный момент берется рыба на обработку. При этом бункерный матрос аккуратным кратковременным открытием шибера разгрузочного окна подает нужное количество рыбы на сырьевой конвейер. Расход воды, уходящей вместе с рыбой, восполняется льдоводяной смесью, а через 4…5 открытий шиоера в бункер доливается забортная вода до такого уровня, чтобы ею омывалась вся рыба. В этом случае вся рыба в бункере постоянно находится во взвешенном состоянии и не подвергается сдавливанию. Когда в бункере остается около 2 т сырья, воду перестают добавлять и остатки рыбы с водой легко выбираются из бункера без применения гребков, струй воды и других подручных средств.

Результаты промеров температур в теле рыбы показывают, что несмотря на постоянную дозаправку бункера забортной водой, имею щей температуру 18 °С, практически все сырье как в начале освобож дения бункера, так и в конце имеет одинаковую температуру 6…8 °С зависящую только от продолжительности хранения. Количество рыбы попадающей под шибер при его закрытии, не превышает 0,5%, что в несколько раз меньше потерь при применении способа работы, рекомендованного технологической инструкцией.

Совершенствование способов использования СПО необходимо для решения проблемы комплексной реконструкции сырьевого комплекса судов типа БАТМ. Некоторое переоборудование, не требующее серьезных трудозатрат, можно выполнить непосредственно в судовых условиях. Например, для улучшения распределения снега по бункерам в горловинах, предназначенных для подачи снега в центральный бункер и расположенных по обоим бортам, вырезается часть желоба, и после этого он делается на шарнире. В этом случае лоток постоянно устанавливается и закрепляется на переоборудованную горловину и нет надобности каждый раз переставлять его с одной горловины на другую, а, перекидывая желоб, можно при необходимости подавать снег в крайний или центральный бункер. Так как переоборудованная горловина почти на 2 м смещена в сторону’кормы, то и снег подается в крайний бункер на 2 м дальше от разгрузочного окна, что снижает его потери при открытии крайнего шибера. При этом по левому и правому бортам высвобождается значительное пространство, занимаемое горловинами крайних бункеров, которое можно использовать для увеличения палубных сырьевых накопителей — карманов.

На судах типа БАТМ внедрено предложение, предусматривающее предварительное охлаждение забортной воды, поступающей к оросителям льдогенераторов. Для этой цели используется штатный двухсекционный рассольный водоохладитель типа 03ВС 10/1 с охлаждающей поверхностью 2×10,5 м2, предназначенный для предварительного охлаждения забортной воды в водоохлаждающей цистерне. Этот вод0. охладитель в настоящее время ни на одном из судов не используется так как система предварительной подготовки охлажденной воды на судах не применяется. Водоохладитель подключен к общей рассоль-ной системе и охлаждается от постоянно работающей в период промысла ХУ, обеспечивающей охлаждение воды в глазуровочной ванне, трю-ма с рыбной мукой и ряда других потребителей. После переоборуд0. вания системы нагрузка на компрессорный агрегат МАК 80 увеличивается, с 80 до 90 А, однако соответственно уменьшается нагрузка на ВКА, охлаждающий льдогенераторы и грузовые трюмы, со 195 до 182 А. При этом на 5 °С снижается температура кипения R22. При давлении забортной воды перед оросителями льдогенераторов 0,15… 0,18 МПа вода в водоохладителе охлаждается с 18 до 1…2 °С, что позволяет увеличить производительность одного льдогенератора с 830 до 1120 кг/ч чешуйчатого льда, имеющего температуру —5 °С. Такая производительность получена при работе только одной внутренней испарительной поверхности льдогенератора.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов