Трудно сказать, когда парус впервые стал средством „получения удовольствия. Наверное, это заметили при самом его рождении. Однако использовать парус для коллективного отдыха людей, для туризма додумались-только в XX в. В прежние времена любая прогулка под парусами была краткосрочной и без особых удобств. Немногие могли позволить себе длительный отдых под парусами. Кроме того, появились роскошные лайнеры, отели, поезда, автомобили, и они оттеснили парус.
Но пришло время, когда техника так обступила человека, что, пытаясь бежать от нее, он начал посматривать не только на горы, долины, но и все чаще на море. Новые материалы позволили сделать яхты доступными более широким кругам населения. Имеются в виду не двухтрубные и многомачтовые яхты, а такие, которые стали называть «дневными крейсерами» и использовать для проведения отдыха на воде. Длительное плавание на яхтах, в том числе и в одиночку, сделали свое дело — появились потребители. Но проблемы все же остались — не все живут достаточно близко от воды и далеко не у всех есть средства даже на скромную яхту, которая чаще всего дороже среднего автомобиля. Предприимчивые владельцы яхт, расселившиеся по островам и побережьям Карибского моря, не замедлили заметить это. Слово «чартер» 1 стало частым гостем на страницах всевозможных журналов и газет. Яхты стали предлагать на день, неделю, месяц, с приготовлением пищи и без, с хозяином, что одновременно и капитан, и матрос, и стюард, и кок, или со штатом обслуживающего персонала, с общим туалетом или санблоком в каждой каюте, салоном, апартаментом для самого богатого.
Известный американский журнал «Круизинг Уордл» («Крейсерский мир») ежегодно сообщает о десятках яхт, готовых отправиться в плавание по любому маршруту, из любого порта. Примерно такая же ситуация в Средиземном море, особенно в морях, омывающих Грецию и СФРЮ.
Согласно данным того же журнала основные районы действия чартера — это Виргинские (владение США, Англии) и Багамские острова, Малые Антильские острова, Гондурас, Гавайские острова, Тонга, Австралия, Великие озера, остров Сан-Хуан (у западного побережья Северной Америки), Новая Англия, Чесапикский залив (Атлантическое побережье США), Флорида, рвоопейские реки и каналы (вдоль берегов Голландии, Франции), английские каналы, западная часть Средиземноморья, греческие острова.
Число желающих путешествовать растет, растут и аппетиты владельцев. Заказываются специальные яхты, спроектированные с учетом чартера, — с салоном, каютами, отделением пассажиров от команды. Туристов доставляют к портам самолетами, готовят им отели.
Сейчас существуют две основные формы чартера — «бейрбоут» (лодки без всего), когда яхта сдается без команды. Турист сам управляет, сам готовит, сам идет, куда хочет. Но перед этим он должен доказать свое умение обращаться с яхтой. Вторая форма — яхта с командой. Команда 2—3 чел., а турист — гость. Как гость он может помогать в яхтенных работах, но не обязан. Естественно, эта форма значительно дороже. Промежуточная форма обслужива-ния — яхту ведет один человек (шкипер).
Недавно появились еще две разновидности чартера. В одной турист получает яхту по форме «бейрбоут», но со шкипером-гидом. Модификацией этой формы является чартер нескольких яхт группой знакомых с приглашением профессионального капитана только на флагманскую яхту. Другая разновидность услуг называется «флоутиле чартер круйзинг». Группу яхт сопровождает в течение всего хорошо спланированного и тщательно организованного плавания большая яхта.
Одна неделя чартера «бейрбоут» в сезоне (декабрь—апрель) в зависимости от длины яхты (8,5—12 м) и степени комфорта стоит от 500 до 1800 долл., вне сезона (июль—ноябрь) — на 20— 30% дешевле. Дополнительные услуги: шкипер —35—50 долл./сут, питание — 8,5—12 долл./сут на одного человека. Есть и исключения: неделя за 3 тыс. долл. на 15-м яхте-люкс и 300 долл. на яхте класса «Рэнжер 24» или «Дюфор 24».
Яхты популярных классов имеют длину 7,5—14 м и очень хорошо оборудованы. Их Спальные места рассчитаны на 5—8 чел. Яхты снабжены тузиком (шлюпкой) с подвесным мотором, снаряжением для подводной охоты, радиооборудованием. В районе только Карибского моря насчитывается около 70 компаний, занимающихся чартером «бейрбоут» и около 36 — чартером яхт с экипажем.