Круизные парусники Западной Европы


Категория Парусная система

Наряду с судами, паруса которых — часто элемент декора, существует ряд настоящих парусников, переоборудованных из старых балтийских шхун. Это прежде всего шхуна «Барба Негра» (эксплуатируется в Карибском мо])е), стилизованная под пиратское судно. На ней и команда одета, как пираты. В 1971 г. ее приобрели два немца — Г. Швисов и А. Зейдль. Уже тогда она была преклонного возраста (75 лет), и называлась «Мать»; перевозила рыбу, лес через Балтику и в фиордах. Во время второй мировой войны шхуна, вооруженная допотопными пушками, стала китобоем. Только в 1950 г. на 55-м году ее жизни шхуне впервые «прижили механическое сердце». Предприимчивые джентльмены решили омолодить шхуну. Теперь уже баркентина и снаружи и внутри стала «пиратским» судном. В интерьере использованы морские атрибуты — висячие лампы, блоки, тросы, бочки. Пиратская тема очень популярна в туристском флоте Карибского моря. Разукрашенные суда с одноглазыми джентльменами удачи в-виде носовой фигуры, с изображением Джолли Роджера на борту и на мачте всегда заполнены желающими пройтись по следам пиратов.

Из деревянной шхуны «Сан-Антонио», построенной в 1909 г. и перестроенной несколько лет назад, получилась трехмачтовая гафельная шхуна «Ариадна», которая , успешно эксплуатируется. Таких «старушек» еще много плавает в Балтийском и Северном морях, например: «Фрея» (1887), «Кристина» (1894), «Арон» (1906), «Дагни» (1897), «Д. П. Торсе» (1902), «Тригвазон» (1907), «Еллида» (1898) и «Сириус» (1917). Все эти суда двухмачтовые топсельные шхуны. Они эксплуатируются из ФРГ. Цены недельного круиза от 550 до 800 марок. Длина их от 15 до 33 м, число пассажиров 6—12.

Еще один пример парусника для туристов — копия знаменитого «Индеяора», созданная в честь 200-летия экспедиции капитана Кука. Построенное в 1966 г. на той же верфи, в Уитби (Англия), что и оригинал, судно внешне почти не отличается от прототипа. Но внутренняя планировка его совсем другая. Кроме современного радионавигационного оборудования и машинного отделения на судне имеются десять двухместных кают и четыре места вне-каютных. Комфорт и меблировка парусника современны, не забыты и души и ванные. В Австралии «Индевор» пользовался огромным успехом, который еще больше усилился после участия его в юбилейной экспедиции 1978 г. Но, к сожалению, в первый же рейс на линии Австралия — Новая Зеландия налетевшим штормом «Индевор» был брошен на берег. Многие пассажиры [пострадали. Тем не менее суда — копии известных в истории оригиналов — всегда привлекали и будут привлекать посетителей и туристов.

Рис. 1. Шхуна «Ганс Христиан Андерсен».

Большинство круизных парусников переделаны из других судов. Из них особый интерес представляет трехмачтовая шхуна «Ганс Христиан Андерсен». Это настоящее пассажирское судно, отвечающее Правилам COJ1AC 1 1960 г., ИМКО2 1966 г. и Береговой охраны США. Оно предназначено для плавания в датских водах и в Карибском море. Проект разработан несколькими фирмами с участием известного датского консультанта О. С. Кнудсена. Но наиболее важной персоной при создании шхуны был семидесятилетний X. Лютере — «кладезь знаний» о парусных судах, в прошлом активный их строитель.

Корпус судна сварен из стали, рубка выполнена из нержавеющей стали. Основные характеристики шхуны таковы: наибольшая

длина 56,5 м, ширина 8,6 м, высота борта 4,16 м, осадка 3 м, водоизмещение 630 т, площадь парусов 669 ма. Наиболее высокая грот-мачта поднимается над палубой на 33 м.

Пассажиры (а их 36) размещены в двухместных каютах с одноярусными спальными местами и санблоками с горячей и холодной водой. Все каюты находятся в трюме, разделенном на два отсека. Для отделки помещений применена орегонская сосна. Общественные помещения для пассажиров — холл, салон, обеденный зал, бар — расположены в рубке на главной палубе в корму от камбуза. Автоматические стеклянные раздвижные двери открывают проход в салон на 12 мест, отделанный зелененной бронзой и тонированной орегонской сосной. Слева от салона «Ганс Христиан Андерсен» находится бар с танцплощадкой. Далее в нос — салон «Сказки» и обеденный зал на 36 мест. В этих помещениях нет атрибутов морской романтики — штурвалов, пушек, карт и медных фонарей. Лишь один-единственный канат, подвешенный к стойке бара, играет весьма прозаическую роль, спасая не в меру «накачавшегося» пассажира. Зато изображенные на стенах персонажи мечтаний великого сказочника напоминают о том, чьим именем названо судно. И под бушпритом застыла вырезанная самодеятельным скульптором русалка из андерсеновской сказки.

Рис. 2. Общее расположение шхуны «Ганс Христиан Андерсен»:
а — вид сверху; б — главная палуба; в — трюм.
1 — общественные помещения пассажиров; 2 — камбуз; 3 — столовая команды; 4 — лые помещения команды; 5 — продовольственные кладовые; 6 — жилые помещения пассажиров; 7 — машинное отделение.

Между рубкой и ютом, где расположены 12 кают команды, находится спортивная палуба. Столовая экипажа размещена в нос от камбуза. Большое внимание уделено противопожарным мероприятиям. Судно разделено на три зоны, основные и вспомогательные переборки выполнены в соответствии с требованиями ИМКО. Все помещения оборудованы спринклерной системой. Это и позволило применить для отделки натуральное дерево.

Кондиционирование воздуха спасает пассажиров от тропической жары, современное радионавигационное оборудование обеспечивает связь с миром и уверенность в плавании, а двигатель «Катерпилар» мощностью 280 кВт — надежное средство борьбы со штилем. Спасательные средства включают две моторные шлюпки на 44 места каждая (которые используются и для сообщений с берегом), 4 надувных плота также на 44 чел.

Нельзя не отметить интересной работы.лондонца Иона Баннен-сберга, конструктора самых сногсшибательных моторных яхт для арабских шейхов. Он считает, что нужно строить сразу флот примерно из семи пассажирских парусников. Каждый парусник представляет стальную трехмачтовую гафельную шхуну длиной 60 м, шириной Ш м, осадкой 3 м. В 16 двухместных каютах с одноярусными койками и санузлами располагаются пассажиры, а 4 матроса, капитан и кок живут на палубе. Машинное отделение находится в ахтерпике. Два двигателя работают непосредственно на выдвижную движительно-рулевую колонку (ВДРК). Парусное вооружение максимально упрощено, но при необходимости для судовых работ намечается привлекать пассажиров. Такие суда намечено использовать самым широким образом: рейсы на Балтике летом, ближе к зиме — на Карибском и Средиземном морях. Парусник — санаторий, который может выбрать наилучшую климатическую зону. Как показал опыт, парусник способен служить важным средством для физической закалки мо-ч одежи. Флот Банненсберга в межсезонье становился бы плавучей школой. Убытков не должно быть, поскольку стоимость 40-дневного круиза — 2 тыс. марок.

Рис. 3. Парусник Иона Банненс-берга.


Читать далее:

Категория Парусная система