Краткие сведения об изоляционных материалах, конструкции изоляции и их окраске


Категория Малярные работы в судостроении

При постройке судов широко используются различного рода теплоизоляционные материалы, помогающие создать в жилых и служебных помещениях нормальные для жизни условия как в холодное, так и жаркое время года.

К применяемой на судах изоляции предъявляются следующие требования:
— низкий коэффициент теплопроводности, что позволяет применять изоляцию малой толщины;
— отсутствие горючести и способности к тлению;
— вибро- и ударостойкость, достаточная механическая прочность;
— малая гигроскопичность и низкое водопоглощение;
— малый удельный вес;
— удобство монтажа и надежность в эксплуатации.

В качестве теплоизоляционных материалов в судостроении применяют: минеральный войлок; грубошерстный войлок; маты и плиты из минеральной ваты; асбодревесные плиты, плиты из стекловолокна, пробки, экспанзита, асбовермикулита, пенопласта; маты капроновые ВТ-4С.

Теплоизоляция на судах может быть выполнена несколькими способами:
— установкой непосредственно на изолируемую поверхность без зашивки;
— установкой непосредственно на изолируемую поверхность с последующей зашивкой по материалу вплотную или с образованием воздушной подушки;
— установкой изоляции на некотором расстоянии от изолируемой поверхности (выносная изоляция).

Поверхности, – закрытые изоляцией, доступны для осмотра только в период текущего или капитального ремонта, когда демонтируются трубопроводы, приборы, оборудование и т. и. В это время оказывается возможным вскрыть зашивку, удалить изоляцию и получить доступ к корпусу. Поэтому перед монтажом изоляции судовые конструкции необходимо загрунтовать и окрасить. Если изоляция наклеивается на металл, необходимо загрунтовать стальные поверхности свинцовосуриковым грунтом № 81 или ФЛ-ОЗК; алюминиевые поверхности покрывают одним из грунтов КФ-030, АЛ Г-14 или ФЛ-ОЗж. Если изоляционный материал наклеивается при помощи битумного клея, то окраску производят двумя слоями лака №411. Когда изоляционный материал крепят шпильками или аналогичным способом, упомянутые выше грунты наносят обязательно двумя слоями.

Наиболее сложной является надежная защита корпуса при выносной изоляции. В этом случае на поверхности корпуса неизбежна интенсивная конденсация влаги, что требует применения покрытий с очень высокой водостойкостью. В качестве таких покрытий, рассчитанных на длительную эксплуатацию, предлагаются асбовиниловая масса или противошумная мастика, нанесенная по грунту ФЛ-ОЗК или ФЛ-ОЗКК. Хорошие результаты получаются при нанесении смешанного грунта тремя слоями, использовании краски эпоксидноэтинолевого типа (ЭП-71), наносимой тремя слоями по грунту ВЛ-02 или ВЛ-08. Окраска одним или двумя слоями грунта ВЛ-023 или ВЛ-02 и ВЛ-023 не обеспечивает защиты от коррозии и не разрешается.

Попытки использовать в качестве антикоррозионного покрытия клей, применяемый для закрепления теплоизоляции на корпусе судна, не увенчались успехом. Проведенные опыты показали невозможность наклейки изоляции без пустот между корпусом судна и изоляцией. Между тем, именно в этих пустотах конденсируется влага и происходит очень интенсивное разрушение незащищенного металла. Таким образом, перед установкой или наклейкой изоляции корпус судна должен быть надежно защищен от коррозии.

При наклеивании изоляции очень важно, чтобы грунт не размягчился и не отслоился. Поэтому приклеивание производят только после того, как грунт был высушен не менее срока, указанного в табл. 39.

На рис. 167 показана конструкция изоляции, устанавливаемой без зашивки. Изолирующая плита из пористого пластика ФС-72 при помощи клея «Изолит» (состоящего из нитроглифта-левого клея ЛК-1, портланд-цемента, асбеста, пигмента и растворителя) наклеивается на корпус судна, предварительно загрунтованный свинцовосуриковым или другим грунтом. Стыки плит зашпаклевывают шпаклевкой «Целлалит». На изоляцию, с помощью этой же или лаковой шпаклевки наклеивается ткань (миткаль), после чего поверхность покрывают двумя слоями масляной или эмалевой краски.

При работе со шпаклевкой «Целлалит» необходимо применять совершенно чистые инструменты и наносить ее на поверхности, не имеющие следов идитолово-го клея. Попадание даже незначительных количеств такого клея, приготовление или нанесение шпаклевки инструментом, применявшимся при работе с идитоловым клеем, вызывает появление на изоляции розовых пятен. Устранить их невозможно, поэтому изоляцию приходится удалять и наносить заново.

Причиной появления на изоляции темных пятен (серого, светло-коричневого, черного) может явиться латекс, используемый при изготовлении шпаклевки, содержащий повышенное

количество неозона. Изоляцию, на которой обнаружены пятна, очищают от загрязнений, наносят слой грунта (эпоксидного, этинолевоэпоксидного, на сополимере СВХ-40) и окрашивают заново.

Теплоизоляция плитами из штапельного стекловолокна показана на рис. 168. Плиты при помощи специальных шпилек крепят к корпусу судна, защищенному от коррозии двумя слоями краски. На шпильки надевают специальные шайбы, прижимающие изоляцию. Шайбы и стыки заклеивают стеклотканью, после чего всю конструкцию зашивают листами из легкого сплава или фанерой. Зашивку крепят с помощью шурупов к специальному бруску,, затем зашивку окрашивают.

Для наклейки любой изоляции, в частности изоляции из стеклоткани, а также для исправления случайных дефектов (подклейка изоляции, заделка отверстий) нельзя использовать клей, содержащий щелочные компоненты. Особенно опасно попадание на стеклоткань жидкого стекла, которое вначале вызывает хрупкость, а затем разрушение стеклоткани и самой изоляции. По этой же причине нельзя применять шпаклевку, приготовленную из мела, пигментов и жидкого стекла, или краску, приготовленную на основе жидкого стекла.

Рис. 1. Конструкция изоляции, устанавливаемой без зашивки
1 — пористый пластик; 2 — клей; 3 — шпаклевка

Рис. 2. Теплоизоляция плитами из штапельного стекловолокна
1 — плита; 2 — шпилька“ 3 — шайба; 4 — материал для зашивки; 5 — брусок для крепления зашивки

Более сложной является изоляция в рефрижераторных помещениях и трюмах. Плиты из экспанзита с помощью идитолового клея (раствор идитола и канифоли в спирте с добавлением асбеста № 6) наклеивают на загрунтованный корпус судна. Изоляцию зашивают досками, а весь трюм алюминиевыми листами, которые крепят к обшивке шурупами. Листы уплотняют при помощи клея «Целлалит-Т». Перед окраской (если она необходима) листы покрывают грунтом ВЛ-02, ВЛ-08, ФЛ-ОЗж, АЛГ-14, а затем окрашивают.

Если изоляция выносная, то щит с изоляцией укрепляют к бруску. Зазоры между стыками щитов заделывают целлалитовой шпаклевкой и закрывают деревянными раскладками. Внутреннюю сторону щита окрашивают одним— двумя слоями грунта из железного сурика, ГФ-020, ХС-010. Снаружи щит отделывают в тон помещения. Иногда щиты покрывают фанерой, которую лакируют. Матовая или полуматовая лакировка очень украшает помещения.

Особое внимание должно быть обращено на окраску фанерной зашивки. Ничем не обработанную фанеру со стороны борта покрывают одним— двумя слоями грунта любого типа. Снаружи ее также грунтуют и окрашивают в общий тон. Фанеру, пропитанную антипиреном со стороны борта, окрашивают тремя слоями краски ЭКЖС-40 или ЭП-71. Если применялась краска ЭКЖС-40, сверху наносят слой грунта ФЛ-ОЗК, ФЛ-ОЗКК или из железного сурика. Снаружи наносят три слоя краски ЭП-71 или ЭКЖС-40. В последнем случае поверхность прошлифовывают и окрашивают в нужный цвет. Если этого не сделать, то на фанере появятся соли антипирена, в результате чего такая поверхность будет всегда влажной.

Для теплоизоляции дверей и иллюминаторов применяют крошковую пробку. Изоляцию можно производить двумя способами. По первому способу пробку смешивают со шпаклевочной массой, и эту смесь наносят на изолируемую поверхность, по второму-—вначале наносят слой лаковой шпаклевки толщиной 1—3 мм, обсыпают ее пробкой (величиной с зерно 3— 5 мм), которую вдавливают деревянным щитком в шпаклевку. После высыхания первого слоя наносят второй слой шпаклевки и снова обсыпают пробкой, но уже более мелкой и вдавливают ее в шпаклевку. Слои крошковой пробки наносят до тех пор, пока толщина изоляции не достигнет требуемой величины. Обычно для получения изоляции толщиной 6—8 мм наносят два—три слоя крошковой пробки.

Рис. 3. Теплоизоляция рефрижераторных помещений и трюмов
1 — плита; 2 — алюминиевые листы; 3 — доски для зашивки изоляции

Рис. 4. Изоляция выносного типа
1 — щит; 2 — брусок для крепления изоляции

После сушки изоляцию окрашивают под цвет помещения. Если изоляция будет закрыта фанерой или металлическими листами, то ее можно окрашивать железным суриком, грунтами ГФ-020, ФЛ-ОЗК, ФЛ-ОЗКК, № 83 и мумией на натуральной олифе.

В качестве клеящих материалов при изоляционных работах применяют: идитоловый клей, лаковую шпаклевку, битумный клей и клей «Изолит» (применение последнего в пищеблоках не разрешается).

Перед наклейкой изоляции производят подгонку и прирезку листового материала по всей изолируемой поверхности. Одновременно листы маркируют и раскладывают в определенной последовательности, удобной для дальнейшей работы. Подготовленные листы и участки, на которые будет нанесена изоляция, смазывают клеем. Через 10—30 мин., когда клей станет густым, листы накладывают на предназначенное место и плотно прижимают упорами. При этом необходимо следить за тем, чтобы между изоляцией и корпусом судна не было воздушных пустот. Если они будут обнаружены, то в этом месте необходимо поставить дополнительные упоры.

Упоры и клинья удаляют после высыхания клея, на что (в зависимости от марки клея, внешних условий, типа изоляции и т. п.) требуется от одного до десяти дней.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении