Краски, пригодные для подводного нанесения


Категория Подводный ремонт судов

Из регламентированных красок только этинолевые краски и каменноугольный лак пригодны для нанесения под водой или на мокрую поверхность. Клеевые и ла-тексные краски для подводного нанесения непригодны. Краски, затертые на олифе, эмали, а также краски типа ПХВ оказались нестойкими, дотя наносятся в подводных условиях легко.

Каменноугольный лак — жидкость черного цвета, является побочным продуктом при коксовании угля и состоит из асфальта (40%), пека (25%), тяжелых масел (30%) и прочих примесей (5%).

Выпускается каменноугольный лак по ГОСТ 1709—60 с исходной вязкостью 2 мин— 2 мин 30 сек (при 20 °С). Для центробежной окраски пригоден лак только сорта А, причем его вязкость доводится до 8—14 мин (при t = 20°С). Время высыхания лака под водой колеблется в пределах 24—32 ч.

Этинолевые краски. В настоящее время разработано много новых красок на основе этинолевого лака. Это краски пластифицированные хлорпарафином марки ДП, этинолевые краски марок ЭКЖС и ЭКСС (бывшие краски ЭТСОЛ), модифицированные этинолевые краски марок ЭККЛ (сочетания этинолевого и каменноугольного лака) и ЭЛМ, бнтуминизированные краски марки ЭКБТ, эпоксидно-этинолевые лаки марки ЭЭ и эти-нолево-перхлорБиниловые краски марки ЭПК.

Из всего этого- многообразия этинолевых красок практическую проверку прошли пока только краски марки ЭКЖС и ЭКСС, а также ЭККЛ, однако есть основания предполагать, что и другие модифицированные краски на этинолевой основе покажут хорошие результаты, в первую о-чередь краски марки ЭЭ и ЭКБТ.

Менее надежны для подводного нанесения краски марки ЭЛМ и пластифицированные краски марки ДП, главным образом вследствие медленного высыхания.

Этинолевый, или дивинилацетиленовый, лак является побочным продуктом производства синтетического каучука и представляет собой 40—50% раствор нелетучих полимеров ацетилена в ксилоле. Этинолевый лак летуч и непостоянен, поэтому в него вводится в качестве стабилизатора автоантиокислитель типа АО или антиполимеризатор АГТ.

Этинолевый лак выпускается по ТУ 1267—57 с исходной вязкостью 13 сек. Для применения в подводных условиях этинолевый лак подвергается упариванию (отгонке летучих веществ) в электроподогревателе до вязкости 2 мин 15 сек — 2 мин 45 сек. В упаренный лак добавляется наполнитель, например железный или свинцовый сурик.

Этинолевый лак при испытании показал стойкость и прочность пленки, одинаковую с пленкой, нанесенной в доке на сухую поверхность. Этинолевые краски под водой в зависимости от условий высыхают за 18—24 ч. Вязкость лака или краски определяется по вискозиметру ВЗ-4. Для этого отбирается проба из общего количества лака примерно 300 см3 и держится на воздухе 20—30 мин, чтобы лак приобрел температуру окружающего воздуха.

Профильтровав через сетку с 160 отв/см2 и удалив посторонние примеси и пленки, лак заливают в воронку вискозиметра, при этом, чтобы лак не выливался, сопло воронки зажимают пальцем. Наполнив воронку до краев и подготовив стаканчик и секундомер, палец от сопла отнимают и одновременно включают секундомер. Время истечения содержимого полной воронки (внутренний объем которой составляет 100 см3) является мерой вязкости жидкости. Определение вязкости лака повторяется не менее двух раз с точностью до 5—10 сек.

При окраске корпуса судна обычно наносятся три — четыре слоя краски, причем последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Время высыхания зависит от температуры воды, времени года и района, в котором находится судно.

Рис. 1. Вискозиметр — воронка ГИПИ-4 (ВЗ-4)

Чтобы различить слои при покраске кораблей по схемам (обычно трех- четырехслойное покрытие) в краску добавляется пигмент, например сажа. Таким образом, слои покрытия наносятся вперемежку — один слой с пигментом, а другой без пигмента и т. д. Нельзя добавлять в краску цемент, так как, схватываясь, он оседает на стенках трубопроводов и шлангов и быстро выводит аппаратуру из строи.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов