Корпус из стеклопластика


Категория Катера и лодки

Положительные эксплуатационные свойства стеклопластика как материала для корпусов малых судов общеизвестны. Судно имеет хороший товарный вид, оно легкое, прочное и водонепроницаемое. Стеклопластик не гниет и не корродирует, требует минимальных затрат времени на весенний профилактический ремонт.

В то же время корпуса из стеклопластика при неправильном конструировании или недостаточно тщательном изготовлении обладают существенными недостатками, вытекающими из свойств этого слоистого материала. В самом общем виде эти недостатки следующие.

1. Стеклопластик весьма чувствителен к износу при трении. Особенно подвержены истиранию киль, острые кромки скулы и продольные реданы, обшивка у форштевня и по углам транца, планширь. Пластик истирается также в местах, где с ним соприкасаются подвижные детали из дерева или металла (например, обшивка внутри корпуса, где ее касаются пайолы, транец под струбцинами подвесного мотора), палуба и планширь под швартовными тросами. Все эти места нуждаются в защите протекторами — деталями из других износостойких материалов либо в дополнительном утолщении самого пластика. По килю и форштевню желательна защита в виде металлической полосы; неплохо закрепить на днище лодки, которая часто вытаскивается на берег волоком, полозья из твердых пород древесины. Металлические, перхлорвиниловые или деревянные буртики и обделки планширя должны окантовывать борта по их верхней кромке; металлические пластины или накладки из водостойкой фанеры необходимы и под струбцины мотора.

Рис. 1. Места наиболее вероятных повреждений пластмассовой лодки.
1 — транец под струбцинами мотора; 2 — кромки транца; 3 — банка; 4 — планширь; 5 — буртик; 6 — форштевень; 7 — продольные ребра; 8 — скула.

2. Недостаточная прочность и светостойкость наружного декоративного пигментного слоя. Этот слой лишен армирующего влияния стеклоткани и потому легко выкрашивается при механических повреждениях или деформациях обшивки корпуса. Для ограничения распространения отколов и раковин в декоративном слое их необходимо шпаклевать, а первоначальный цвет восстанавливать окраской.

3. Недостаточная жесткость материала в тонких листовых и оболочечных конструкциях. Вследствие этого приходится увеличивать толщины наружной обшивки для корпусов быстроходных судов, подверженных сильным ударам о волну, предусматривать подкрепление корпуса набором, что приводит к заметному повышению массы корпусов из стеклопластика, по сравнению с построенными из легкого сплава или с фанерной обшивкой.

4. Большинство соединений набора в пластмассовых корпусах выполняется приформовкой полосами стеклоткани на смоле (так называемыми «мокрыми угольниками»). Если приформовка ведется по затвердевшему пластику, то требуется тщательная зачистка его поверхности перед формовкой и хорошее уплотнение «мокрых угольников». В противном случае прочность приформовок оказывается недостаточной, особенно при их работе на отрыв. По этой же причине часто оказываются негерметичными соединения секций палубы и собственно корпуса.

5. Наконец, вследствие небрежности при изготовлении между слоями стеклоткани в обшивке возможны непроклеи и воздушные пузыри, которые в дальнейшем становятся причиной фильтрации воды.

Таким образом, стеклопластиковый корпус нуждается в тщательном учете особенностей свойств материала, постоянном наблюдении и профилактическом ремонте при эксплуатации.


Читать далее:

Категория Катера и лодки