Контроль за качеством работающих масел. браковочные показатели


Категория Применение топлив в судовых дизелях

Среди контролируемых показателей качества масла, дающих возможность судить о его пригодности к дальнейшему использованию, важнейшими являются вязкость масла, кислотность, температура вспышки, нейтрализующие и диспергирующие свойства и содержание в масле механических (нерастворимых) примесей и воды.

Вязкость масла. В условиях гидродинамической смазки, которая имеет место в подшипниках качения, наиболее важным показателем эксплуатационных свойств смазочного масла является его вязкость. Под вязкостью или внутренним трением понимается то сопротивление, которое оказывает жидкость перемещению одних ее слоев относительно других. От вязкости масла зависит несущая способность масляного клина, отделяющего шейку вала от вкладыша подшипника, прокачиваемость масла, отвод тепла от деталей, потери на трение в смазываемых узлах и ряд других важных эксплуатационных показателей.

Вязкость масла определяется фракционным и химическим (групповым) составом масляных погонов, из которых вырабатывается масло.

Масляные фракции, имеющие одинаковые температуры начала и конца кипения, но полученные из разных нефтей или выработанные из одной нефти, но очищенные различными способами, могут иметь различные вязкость и вязкостно-температурные свойства. Последние характеризуются индексом вязкости. Чем он выше, тем положе вязкостно-температурная кривая и тем большие нагрузки может выдержать слой масла, разделяющий трущиеся детали с повышением их температуры.

Наиболее высоким индексом вязкости обладают парафиновые и изопарафиновые углеводороды, однако их содержание в маслах ничтожно мало и поэтому они почти не влияют на вязкостные свойства масла. Кроме того, часть парафиновых углеводородов удаляется в процессе депарафинизации масляных погонов, что делается для снижения температуры застывания масла. По ГОСТ 17479—72 все группы моторных масел, кроме масел группы Е, должны иметь индекс вязкости (И. В.) не ниже 90. Определить индекс вязкости масла можно по специальной таблице (ГОСТ 33—66), зная вязкость масла при 50 и 100 °С. Измерение вязкости сводится к замеру времени, которое требуется для протекания определенного количества масла через калиброванное отверстие определенного диаметра при заданной температуре.

Рис. 1. Схема капиллярного вискозиметра для определения кинематической вязкости масел

Для измерения вязкости общепринято использовать кинематическую вязкость, выраженную в стоксах или его сотых долях — сантистоксах. Один сантистокс (сСт) представляет вязкость дистиллированной воды при 20,2 °С. Кинематическую вязкость определяют по ГОСТ 33—66 в вискозиметре, состоящем из изогнутой трубки, в одно колено которой впаян капилляр, а в другое—«резервуар с маслом. Для определения вязкости масла вискозиметр вместе с залитым в него маслом помещают в обогреваемую «баню» с глицерином, в котором поддерживается постоянная заданная температура. Затем определяют время истечения масла через капиллярную трубку в между отметками а и б и по формуле вычисляют вязкость в стоксах или сантистоксах.

Определение вязкости проб масел, отобранных из двигателя, производится на вискозиметре Энглера, так как в капиллярном вискозиметре практически невозможно определить вязкость темных, загрязненных масел вследствие прилипания к стенкам капилляра асфальто-смолистых веществ и других загрязнений, находящихся в работающих маслах.

В зарубежных спецификациях на смазочные масла вязкость выражается в сантистоксах, градусах Энглера или в секундах Ред-вуда и Сейболта.

Вязкость по Редвуду измеряется в двух шкалах: № 1 и 2. Один градус вязкости по шкале Редвуда № 2 (R2) соответствует 10 градусам шкалы Редвуда № 1 (R1). Например, 1500 сек R1 равны 150 сек R2. Перевод вязкости, измеренной в градусах Энглера и секундах Редвуда и Сэйболта, в кинематическую вязкость приведен в приложении 1.

Сравнение вязкости масел, измеренных в различных единицах, допустимо только в тех случаях, когда измерение производилось при одинаковых температурах. В отечественных стандартах температура, при которой измеряется вязкость масла, зависит от величины его вязкости. Так, высоковязкие и средневязкие масла измеряются при температурах соответственно 100 и 50°С, маловязкие— при 20 и даже при 0°С. Для специальных масел, предназначенных к работе при низких температурах окружающего воздуха, показатель вязкости нормируется при более низких температурах. Например, масло МС-8 (МРТУ 38-1-163—65) должно при температуре минус 40°С иметь вязкость, не превышающую 3500 сСт.

За рубежом общепринята американская классификация вязкости масла по SAE (общество автомобильных инженеров).

При отсутствии разжижения масла топливом вязкость циркуляционного масла постепенно возрастает, что объясняется накоплением в масле нерастворимых в нем веществ, а также испарением более легких фракций масла. Попадание в масло топлива вызывает падение вязкости масла, которое будет тем значительнее, чем меньше вязкость топлива и чем больше его будет находиться в масле. Топливо, попадая в масло, ухудшает его смазывающие свойства, снижает допустимую нагрузку на подшипники и усиливает склонность масла к окислению. Повышение вязкости масла ухудшает его прокачиваемость, отвод тепла от смазываемых деталей и снижает механический к. п. д. двигателя вследствие роста потерь мощности, затрачиваемой на преодоление внутренних сил трения между слоями масла.

Изменение вязкости масла на 20—25% в большую или меньшую сторону по сравнению с вязкостью залитого в двигатель не-работавшего масла должно служить основанием для полной его замены в циркуляционной системе смазки дизеля.

Кислотность масла. В масле, работающем в дизеле, могут находиться как органические, так и минеральные кислоты.

Появление в масле органических кислот вызвано окислением углеводородов масла, непрерывно происходящим при работе двигателя под воздействием кислорода воздуха. Скорость образования в масле органических кислот зависит главным образом от температуры и парциального давления кислорода, а также от ряда других факторов (соотношения между поверхностью масла и его объемом, активности находящихся в масле катализаторов и ингибиторов окисления, присутствия в масле минеральных кислот и пр.). Эти кислоты действуют на металлы только в присутствии кислорода и воды. Кислород находится в воздухе или в перекисях, которые образуются в масле. Вода в масло может попасть в результате отпотевания цистерн, протечек из системы охлаждения, а также конденсации на стенках картера из воздуха или продуктов сгорания топлива.

Органические кислоты корродируют сплавы подшипников, если они выполнены из цветных металлов (свинцовистая бронза, кад-миево-серебряные вкладыши и др.). Однако даже при баббитовых подшипниках необходимо периодически контролировать наличие в масле органических -кислот, так как они являются источником образования в нем продуктов окисления, конденсации и полимеризации углеводородов масла -— асфальто-смолистых веществ, карбенов и карбоидов. Поэтому количественное содержание в масле органических кислот является показателем не только коррозионной агрессивности масла по отношению к вкладышам подшипников, выполненных не из баббита, но и потенциальной склонности масла к отложению лаков и нагаров на деталях цилиндров.

Минеральные кислоты попадают в циркуляционное масло вместе с проникающими в картер двигателя продуктами сгорания сернистого топлива или стекающим со стенок цилиндров маслом.

Вероятность попадания в картер тронкового двигателя минеральных кислот значительно большая, чем в картер малооборотного крейцкопфного двигателя. В последний они могут проникнуть вместе со стоками цилиндровых масел через неплотности сальниковых уплотнений поршневых штоков. Но так как для смазки цилиндров малооборотных дизелей применяют только щелочные масла, которые нейтрализуют кислоты, конденсирующиеся на деталях цилиндро-поршневой группы, вероятность попадания в картер минеральных кислот очень мала. В тронковых двигателях, особенно при использовании масел с небольшой щелочностью или вообще не содержащих щелочные присадки, наличие в масле минеральных кислот более вероятно.

Присутствие в масле крепких минеральных кислот резко повышает коррозионную активность масла, главным образом по отношению к черным металлам, вследствие образования в масле сульфокислот, кислых эфиров и других продуктов.

Определение наличия в масле минеральных (неорганических) кислот носит чисто качественный характер, так как даже их незначительное количество может вызвать коррозию шеек коленчатого вала и других ответственных и дорогостоящих деталей. Присутствие в масле минеральных кислот определяется смешиванием 50 мл масла и такого же количества дистиллированной воды, предварительно нагретых до 70—80°С. После пятиминутного взбалтывания и последующего отстоя в водную вытяжку (1—2 мл) добавляют 1—2 капли индикатора (метилоранж). Окраска водной вытяжки в розовый цвет будет свидетельствовать о наличии в масле крепких минеральных кислот.

Минеральные кислоты легко растворяются в воде, и поэтому одним из эффективных способов борьбы с ними является промывка масла водой при его сепарации. Нагретая до 70—80°С пресная вода вводится в количестве около 2,0% объема масла в подводящий к сепаратору маслопровод. Для более равномерного перемешивания масла с водой и, следовательно, более полного удаления из масла минеральных кислот ввод горячей воды в масляный трубопровод должен осуществляться на достаточно большом расстоянии от сепаратора. Помимо минеральных кислот, промывающая вода частично удаляет из масла высокомолекулярные органические кислоты и механические примеси. Если возможность промывки масла горячей водой отсутствует, масло подлежит немедленной замене.

Промывать водой рекомендуется только чисто минеральные масла, т. е. масла, не содержащие присадки. При наличии в масле присадок может произойти частичное их вымывание водой, что вызовет ухудшение эксплуатационных показателей масла. Кроме того, ряд присадок при смешивании масла с водой выпадают из масла в виде сгустков, а также способствуют образованию стойкой водомасляной эмульсии.

Определение содержания в масле органических кислот производят после того, как убедятся, что в масле нет водорастворимых кислот. Определение производят электрометрическим способом — потенциометрическим титрованием по ГОСТ 11362—65. Величина кислотного числа масла численно будет равна количеству едкого калия (КОН), необходимому для нейтрализации кислоты, содержащейся в 1 г масла; выражается в мг КОН.

В маслах с присадками определение органической кислотности затрудняется тем, что ряд присадок показывает наличие в масле как кислоты, так и щелочи, в зависимости от условий титрования — при титровании щелочью будет определяться кислотность, при титровании кислотой — щелочность. Поэтому кислотность в маслах, содержащих щелочные присадки, вне зависимости от ее величины, не может являться браковочным признаком до тех пор, пока масло будет содержать активные присадки, т. е. в пробах масла наряду с кислотностью будет определяться и щелочность.

Находящиеся в маслах щелочные присадки нейтрализуют не только крепкие минеральные кислоты, попадающие в масло извне, но и органические кислоты, образующиеся в самом масле.

Если для циркуляционной смазки двигателя применяется чисто минеральное масло, максимально допустимое содержание органических кислот устанавливается только в том случае, когда вкладыши подшипников изготовлены из цветных сплавов. Браковочные показатели по предельной величине кислотного числа масла устанавливаются заводом — изготовителем двигателя. При баббитовых подшипниках браковочные нормы на кислотность масла не устанавливаются. В этом случае браковочным показателем для замены масла будет служить его вязкость, которая возрастает с повышением содержания в масле высокомолекулярных кислот, пока не достигнет предельно допустимой величины.

В нормальных условиях эксплуатации кислотное число масла возрастает очень медленно и содержащиеся в масле органические кислоты являются закономерными продуктами старения масла, не нарушающими нормальную работу двигателя.

Повышенная скорость накопления в масле кислотных продуктов указывает на неисправности в работе двигателя (пропуск газов поршневыми кольцами, перегрев масла в каком-либо узле смазки двигателя или охлаждаемой маслом головке поршня, попадание в масло крепких минеральных кислот и пр.), которые могут вызвать увеличенное образование в двигателе углеродистых отложений, а в отдельных случаях и аварию двигателя. Таким образом, контроль за кислотностью масла дает возможность судить об общем техническом состоянии двигателя.

Температура вспышки. Это есть та наинизшая температура, до которой нужно нагреть масло, чтобы его пары воспламенились при поднесении пламени.

Температуру вспышки определяют в приборе открытого или закрытого типа. В последнем температура вспышки одного и того же продукта будет несколько ниже, так как испарение происходит в закрытом сосуде (тигле) и давление паров, необходимое для создания горючей смеси, достигается значительно раньше, чем в открытом тигле, где часть горючих паров нефтепродуктов рассеивается в окружающее пространство.

В большинстве отечественных стандартов на смазочные масла нормируемый показатель температуры вспышки определяется в открытом тигле (ГОСТ 4333—48), в некоторых — в закрытом. В стандартах на зарубежные масла температура вспышки определяется в закрытом тигле.

Показатель температуры вспышки характеризует разбавление масла топливом, попадающим в масло при нарушении уплотнений в топливной системе двигателя или при плохом распыливании топлива в цилиндрах двигателя. Особенно важен этот показатель в том случае, когда двигатель работает на тяжелом топливе, имеющем вязкость того же порядка, что и смазочное масло. При смешении такого топлива с маслом вязкость последнего мало изменяется и определить наличие топлива в масле можно будет только по снижению температуры вспышки масла.

Попадание топлива в масло не только ухудшает его смазочные свойства, но и увеличивает опасность взрыва в картере. Поэтому температура вспышки масла является одним из важнейших браковочных показателей масла. В соответствии с действующими правилами температура вспышки масла, находящегося в циркуляционной системе смазки судовых дизелей, не должна быть ниже 170 °С. В противном случае масло подлежит замене.

Нейтрализующие свойства. Почти все современные моторные масла содержат нейтрализующие присадки, которые в процессе работы двигателя расходуются на нейтрализацию минеральных кислот, конденсирующихся на смазываемых поверхностях деталей двигателя, и органических высокомолекулярных кислот, образующихся в самом масле в результате окисления его углеводородов.

Минимально допустимый уровень щелочности масла устанавливают исходя из необходимости выполнения им как нейтрализующих, так и диспергирующих функций. Этот уровень зависит от конструкции двигателя, степени его форсировки, сорта применяемого топлива и качества масла. При этом следует иметь в виду, что между общей щелочностью масла и его противонагарными свойствами нет прямой связи, особенно в случае применения беззольных детергентов, имеющих весьма слабую нейтрализующую способность. Тем не менее в практике эксплуатации судовых дизелей устанавливается минимальное значение щелочного числа масла, ниже которого оно не должно опускаться.

Для судовых вспомогательных двигателей, работающих на дизельных сортах топлив, минимальный уровень щелочности, обеспечивающий необходимые нейтрализующие и моющие свойства масла, может быть принят равным 1,5—2,0 мг КОН/г. Для современных мощных тронковых среднеоборотных дизелей, работающих на высокосернистых топливах, этот уровень не должен быть ниже 6—8 мг КОН/г масла. Величина щелочности пробы масла, отобранной из подпоршневой полости цилиндра малооборотного дизеля, показывает, насколько нейтрализующие свойства применяемого масла, при установленной дозировке, обеспечивают защиту деталей цилиндро-поршневой группы двигателя от коррозии, и должна быть не менее 10—12 мг КОН/г. Судить о моющих свойствах цилиндрового масла по величине щелочности проб отработавших масел можно, только зная соста-в присадок масла, так как высокая щелочность может быть достигнута с помощью- присадок, не обладающих про-тивонагарными свойствами. Поэтому при переходе на новый сорт цилиндрового масла необходимо, помимо контроля щелочности отработавшего масла, осуществлять визуальный контроль за состоянием ЦПГ двигателя путем периодических осмотров цилиндровых втулок и поршней, при остановках двигателя, через продувочные окна и смотровые лючки.

В маслах, содержащих нейтрализующие присадки, появление крепких кислот свидетельствует о полном истощении нейтрализующей присадки и сигнализирует о необходимости немедленной замены циркуляционного масла, увеличении дозировки цилиндрового масла или переходе на другой сорт масла, с более высокой щелочностью. Активная нейтрализующая присадка и сильные кислоты в масле несовместимы. Однако закономерной связи между содержанием в масле сильных кислот и его общей кислотностью не обнаружено. Иными словами, отсутствует зависимость /между интенсивностью нарастания в работающих маслах общего кислотного числа и моментом появления серной кислоты. В. В. Васильевой разработан метод, позволяющий при помощи потенциометрического титрования спиртовых вытяжек из масла определять в одной и той же пробе общее содержание кислот и содержание серной кислоты в масле.

Механические примеси и диспергирующие свойства. Под механическими примесями в масле принято понимать содержащиеся в нем вещества органического и неорганического происхождения, нерастворимые в данном конкретном растворителе (бензине, бензоле и др.).

Механические примеси органического происхождения-—асфальто-смолистые вещества и углистые частицы — карбены и карбоиды, образующиеся в масле в результате глубокого окисления, уплотнения и полимеризации его углеводородов, а также попадающие в масло продукты неполного сгорания топлива не дифференцируются отдельно от загрязняющих масло примесей неорганического происхождения — продуктов износа и коррозии, окалины, пыли, продуктов срабатывания присадок и пр.

Основная часть механических примесей состоит из углеродистых частичек, нерастворимых в масле и отделяемых от масла при Центрифугировании. Эти углеродистые частички являются в основном продуктами неполного сгорания топлива, так как большая часть продуктов окисления самого масла растворяется в масле и не может быть отделена ни сепарацией, ни фильтрацией масла. Поэтому по содержанию в масле углеродистых частичек можно косвенно судить о полноте сгорания топлива и о состоянии сальниковых уплотнений поршневых штоков крейцкопфных дизелей.

Механические примеси в свежих маслах определяются по ГОСТ 6370—59 как процент (по массе) содержащихся в масле продуктов, нерастворимых в бензине или бензоле. По этому методу содержание механических примесей в маслах и других нефтепродуктах определяется путем взвешивания осадка, задерживаемого на фильтре (беззольный бумажный фильтр марки «красная лента»), при фильтрации бензинового или бензольного раствора масла.

Для работающих масел определение механических примесей по ГОСТ 6370—59 — процесс весьма длительный (отфильтровы-вание примесей требует большой затраты времени — до 10 и более часов) и поэтому пользуются более быстрыми методами. Так, в теплотехнических лабораториях пароходств широко пользуются методом определения механических примесей центрифугированием. Для этой цели пробирку с бензиновым раствором исследуемого масла помещают на 40 мин в центрифугу с частотой вращения 6000 об/мин. Этот отрезок времени является вполне достаточным для осаждения из бензинового раствора всех нерастворимых в масле примесей. После того как бензиновый раствор масла будет слит и пробирка просушена, производят взвешивание оставшегося на дне пробирки осадка, который, выраженный в процентах к массе залитого в пробирку масла, и будет представлять собой общее содержание в масле механических примесей.

Однако в маслах, содержащих эффективные диспергирующие присадки, полное выделение в осадок нерастворимых в нем примесей возможно только с применением коагулятора, который не всегда отмывается от примесей. Определить нерастворимые в масле примеси можно косвенным путем — по коксуемости масла, так как между величиной нерастворимого в бензине и бензоле осадка и коксуемостью масла по Кокрадсону существует линейная зависимость.

Если моторные масла содержат эффективные диспергирующие присадки, допустимое содержание в масле механических примесей, как правило, не регламентируется, а если и регламентируется, то на достаточно высоком уровне, например для масла Мели-на 30 фирма Шелл допускает содержание тонкодиспергирован-ных примесей до 3,0% (по массе). Такая концентрация примесей редко встречается в циркуляционных маслах и указывает на неудовлетворительную работу сепараторов. Механические примеси, содержащиеся в масле, рассматриваются только с точки зрения их влияния на образование углеродистых отложений в двигателе и повышение износов его деталей. Например, процесс лакообра-зования начинается тогда, когда размер нерастворимых в масле примесей достигает 0,5—1,0 мкм. Противоизносные и антизадир-ные свойства масла ухудшаются с увеличением количества, величины и степени абразивности примесей неорганического происхождения. При хорошем качестве очистки масла в процессе эксплуатации двигателя с помощью сепараторов и фильтров удается почти полностью удалить из масла неорганические примеси и тем самым исключить их влияние на износы деталей. Механические примеси органического происхождения не оказывают заметного влияния на противоизносные свойства масла. Часть из них, а именно асфальто-омолистые вещества, в силу своей высокой полярности адсорбируются на неорганических компонентах, снижая их абразивное действие и улучшая тем самым противоизносные свойства масла.

Противонагарные свойства масла во многом определяются степенью дисперсности нерастворимых примесей органического происхождения. Чем частички этих примесей больше, тем они быстрее будут выпадать из масла и осаждаться на поверхности металла, образуя лаки и нагары на деталях цилиндро-поршневой группы двигателя и шлам в картере. При хороших диспергирующих свойствах находящихся в маслах присадок средний размер примесей не превышает 0,1 мкм, что обеспечивает неизменность вязкости масла в течение нескольких тысяч часов работы и повышенный срок службы масляных фильтров. В этом случае содержание механических примесей в масле может достигать 4—5% и более без опасности образования в двигателе отложений. При низких диспергирующих свойствах присадок средний размер находящихся в масле примесей достигает 5 мкм и более.

Контроль за дисперсностью нерастворимых примесей в масле определяется в стационарных условиях методами микроскопии и бумажной хромотографни в судовых условиях.

В первом случае под микроскопом рассматривают, при увеличении не менее чем в 400 раз, каплю, взятую из хорошо перемешанной пробы масла, отобранной из двигателя. Если в поле зрения микроскопа или на фотоснимке обнаружены хлопьевидные скопления частиц механических примесей,— смазочное масло потеряло диспергирующие свойства и требует замены. Если видны частицы, равномерно распределенные в масле, без признаков их слипания и укрупнения, то в таком масле механические примеси находятся в мелкодисперсном состоянии, и масло не требует замены.

Определение степени дисперсности механических примесей с помощью бумажной хромотографни основано на визуальной оценке масляного пятна, полученного путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу «красная лента».

Если масляное пятно, после того как капля полностью впитается в бумагу и высохнет, будет черного цвета, с блестящим отливом и легко размывается, оставляя след, а размер пятна приближается к размеру наносимой капли, это означает, что в масле происходит слипание (коагуляция) загрязнений. Такое масло непригодно к дальнейшему использованию и подлежит замене. Наличие вокруг ядра зоны диффузии указывает на то, ч*го в масле еще находится активная диспергирующая присадка.

Кроме диспергирующих свойств масла, по масляному пятну можно определить, подвергалось ли масло действию высокой температуры и присутствует ли в масле вода. В первом случае вокруг масляного ядра будет ярко-желтый или светло-коричневый ореол, во втором — границы ядра будут иметь ярко выраженную черную окантовку. Для удобства пользования сравнивают полученное на бумаге пятно с эталонными шкалами пятен.

Содержание воды. Присутствие в масле воды ухудшает его смазывающие свойства, снижает несущую способность масляного клина, разделяющего поверхности трения, резко увеличивает коррозионное действие содержащихся в масле кислот. Попадание в масло морской воды, что встречается при течи масляных холодильников, вызывает более сильную коррозию деталей двигателя и в большей степени способствует эмульгированию масла, чем при смешивании масла с пресной водой. Кроме того, вода ускоряет процессы окисления углеводородов масла, способствуя тем самым его старению и образованию в двигателе отложений.

Для предотвращения конденсации влаги в картере двигателя необходимо поддерживать температуру масла выше 60 °С и принудительно вентилировать картер.

Присутствие в масле даже незначительного количества воды легко определить по вспениванию и потрескиванию масла, нагретого в пробирке до температуры 100—150 °С. Количественное содержание воды в масле» определяют согласно ГОСТ 2477—65 и выражают в процентах массы выпаренной из масла воды к массе навески масла.

При обнаружении в масле воды ее удаляют путем сепарирования с предварительным подогревом масла до 70—80 °С.

Удаление из масла солей, содержащихся в морской воде, производится промывкой горячей пресной водой в процессе сепарации. Горячая вода подается в подводящий к сепаратору масляный трубопровод. Количество вводимой в масло воды и ее температура такие же, как при промывке масла водой при удалении из него минеральных кислот. Работа сепаратора проводится на режиме пурификации. При этом режиме происходит удаление из масла и пресной воды, которая может в значительном количестве попасть в масло при нарушении уплотнений полостей охлаждения цилиндров или пропуске воды сальниками телескопического или шарнирного механизмов охлаждения головок поршней. При отсутствии возможности сепарирования масла, как это часто имеет место в циркуляционных системах смазки дизелей судовой электростанции, или при невозможности отделить сепарированием воду от масла, когда масло с водой образует стойкую эмульсию, допустимое содержание в масле воды не должно превышать 1,0%.

Например, в торговом флоте ГДР масло бракуется ;по содержанию в нем влажного масляного шлама. Его количество в масле определяют налнентрифуге (п = 45000 об/мин) как разность объема залитого масла и слитого после центрифугирования. При этом разбавление масла растворителем не производят. Допускается содержание влажного масляного шлама до 3,0% в циркуляционных маслах крейцкопфных дизелей и до 5,0% — в тронковых.

Периодичность контроля качества масла. Сроки между отборами проб масла из работающего двигателя должны обусловливаться интенсивностью процесса загрязнения (старения) масла и срабатыванием находящихся в масле присадок, что в свою очередь определяется конструкцией двигателя, качеством смазочного масла и топлива, степенью совершенства средств очистки масла и культурой обслуживания двигателя. Однако практически число часов работы двигателей между отборами проб масла устанавливают разными только для главных (малооборотных) дизелей и вспомогательных двигателей.

В морском транспортном флоте контроль за качеством работающего масла производится как непосредственно на судне (при помощи судовой лаборатории СКЛАМТ-1), так и теплохимически-ми лабораториями пароходств.

Согласно существующему положению для анализов, проводимых на борту судна, пробы отбирают из циркуляционных систем смазки малооборотных дизелей через 500 ч их работы, из систем смазки вспомогательных двигателей — через 150 ч. Пробы масел из этих же двигателей для контрольных анализов качества масла, проводимых лабораториями пароходств, отбирают соответственно через 1500 и 500 ч работы.

Отбор пробы масла из циркуляционной системы смазки производят во время работы двигателя из масляного трубопровода, по которому масло из двигателя поступает в фильтры или сепаратор. Не рекомендуется пробы масла отбирать сразу же после пуска двигателя или на режимах долевых нагрузок. Пробы циркуляционных масел из .главных двигателей желательно, кроме того, отбирать периодически на входе и выходе масла из сепаратора, что дает возможность определить эффективность работы сепаратора и правильность выбранного режима сепарирования.


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях