Контроль и учет расхода топлив и масел


Категория Применение топлив в судовых дизелях

В процессе эксплуатации судов осуществляется систематический учет расхода нефтепродуктов. На уровне пароходств такой учет проводится ежемесячно. Дважды в год отчетные данные по расходу нефтепродуктов пароходства представляют в министерство для составления сводного отчета по всем судам ММФ. По окончании каждого года сводные данные выполнения норм расхода нефтепродуктов, фактических объемов их потребления флотом и затрат средств на потребление представляют в Госплан СССР.

Все данные по расходу нефтепродуктов представляют в четырех основных формах отчетности:
1) топливный баланс транспортного флота;
2) отчетные данные по судам транспортного флота;
3) сведения о марках израсходованного натурального топлива по группам и сериям транспортных судов;
4) сведения об использовании на судах транспортного флота смазочных масел.

Топливный баланс транспортного флота включает данные об общем расходе натурального топлива и масла по видам и сортам, сведения о их ценах франко-борт (судна) и общие затраты средств на приобретение. Наряду с данными по расходам топлива в натуральном выражении представляют сведения по расходу топлива в условном выражении.

Отчетные данные по судам транспортного флота включают данные об использовании топлив и масел, необходимых для решения аналитических задач.

Это данные о построечной, заданной и фактической мощности; о заданной и фактической технической скорости и эксплуатационной скорости, сведения о продолжительности работы установок и нахождении судна на стоянке и вне эксплуатации, а также данные о планируемом и фактическом общем и удельном расходах топлива.

Сведения о марках израсходованного натурального топлива по группам и сериям транспортных судов содержат данные расхода топлива в натуральном выражении по видам и сортам с выделением сортов использованных иностранных топлив.

Эти сведения представляются по сериям, группам судов и судам пароходства.

Сведения об использовании на судах транспортного флота смазочных масел включают данные о расходе отечественных и иностранных масел с разделением их по сортам и назначению: цилиндровые масла для дизелей; циркуляционные масла для дизелей; циркуляционные масла для турбин; масла разного назначения (компрессорные, машинные и т. д.).

Данные, содержащиеся в указанных формах отчетности, позволяют проанализировать результаты использования на судах топлив и масел с позиций выполнения норм расхода этих нефтепродуктов и оценки эффективности мероприятий, реализованных с целью их экономии.

Для анализа выполнения норм расхода нефтепродуктов необходимо располагать достоверными сведениями, характеризующими использование топлив и масел на судах. Здесь основными показателями, подлежащими тщательному контролю, с непрерывным измерением их значений в процессе работы силовой установки, являются мощность силодой установки и расход нефтепродуктов.

Наиболее сложная проблема — измерение мощности. В настоящее время подавляющее большинство транспортных судов не оснащено устройствами для непрерывного измерения мощности. Только последние серии судов, такие, как теплоходы типа «Новгород», оборудованы торзиометрами с непрерывной фиксацией мощности на валу дизеля.

На всех других судах периодически измеряется индикаторная мощность с помощью обычных индикаторов типа «Майгак». При таком способе контроля мощности дизеля невозможно получить достоверных данных о работе силовой установки в сила-часах и, следовательно, не представляется возможным с высокой точностью определить удельные расходы нефтепродуктов. В лучшем случае может идти речь об ориентировочных сведениях выполнения норм расхода и результатах топливо- и маслоиспользования.

Для измерения мощности с непрерывной записью значений применяют торзиометрические установки различных принципов действия.

Основной задачей учета расхода нефтепродуктов является, как указывалось выше, анализ результатов их использования, главным образом оценка влияния каждого из показателей работы судов на выполнение норм и нормативов и экономию топлив и масел.

Такая оценка необходима для определения эффективности организационно-технических мероприятий по снижению расхода нефтепродуктов и их дальнейшего совершенствования, разработки новых мероприятий и их реализации в следующем планируемом году.

Достоверность анализа результатов использования на судах топлив и масел зависит от исходных данных. В этой связи не только суда нового пополнения, но и суда действующего флота необходимо оснащать торзиометрическими устройствами и расходомерами. Это тем более необходимо, чтобы обеспечить внедрение системы автоматизированного управления флотом (АСУ «Морфлот») .


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях