Многолетняя практика эксплуатации ВКА предприятия «Кюль-аутомат» на целом ряде промысловых судов, работающих в различных СХУ, подтвердила данные фирмы о высокой эффективности отделения масла в горизонтальном маслоотделителе многоступенчатого действия. В настоящее время предприятием «Кюльаутомат» разработаны усовершенствованные конструкции маслоотделителей. На рис. 1 изображен маслоотделитель ВК марки S3-1800, входящего в состав холодильной установки РТМ-С «Цефей». Пар хладагента, поступающий вместе с маслом в маслоотделитель, пропускается через предварительный и промежуточный отделители. Масло, отделенное в предварительном и промежуточном отделителях, которые состоят из нескольких слоев набивки из стальной сетки, стекает каплями и собирается в маслоотстойнике, откуда через масляный трубопровод отбирается маслонасосом. Затем пар хладагента с незначительной концентрацией масла поступает в дополнительный отделитель, где происходит окончательное отделение капель масла. При наполнении корпуса поплавкового клапана высокого давления масло перепускается во всасывающую полость компрессора.
Аналогичную конструкцию имеют маслоотделители ВК тандем-агрегатов F2MS3-900 и агрегатов FMS3-315 судов типа «Атлантик-333».
Опыт эксплуатации ВКА на судах свидетельствует, что снижение эффективности отделения масла в маслоотделителях происходит в следующих случаях:
— ВК длительное время работает с производительностью менее 20%. В этом случае из-за небольшой скорости потока смеси масла и хладагента значения центробежных сил, возникающих при изменении направления движения потока, оказываются недостаточными для отделения сравнительно крупных капель масла;
— нарушен температурный режим маслоотделителя вследствие пуска компрессора при низкой температуре смазочного масла или работы компрессора влажным ходом;
— уровень масла в маслоотделителе выше нормы. Переполнение маслоотделителя приводит к увеличению площади поверхности соприкосновения масла с нагнетаемым паром хладагента, в результате чего капельки масла срываются со свободной поверхности и уносятся в нагнетательный трубопровод. Для предотвращения этого явления по всей длине маслоотделителей установлены горизонтальные перегородки на уровне верхней кромки нижнего смотрового стекла. Если в процессе работы ВКА уровень масла будет выше перегородки, она перестанет выполнять свои функции. Следовательно, для ВКА с маслоотделителями указанного типа уровень масла во время работы компрессора не должен превышать середины нижнего смотрового стекла. После остановки агрегата уровень масла повышается и составляет 1,5… 2 стекла.
Рис. 1. Маслоотделитель винтового компрессорного агрегата FMS3-1800 на РТМ г «Цефей»:
1 – патрубок для подачи смеси пара хладагента с маслом в маслоотделитель- 2 -предварительный отделитель; 3 – промежуточный отделитель; 4 – дополнительный отделитель; 5 – патрубок выхода пара хладагента из маслоотделителя; 6 -смотровое стекло камеры дополнительного отделения масла; 7 – поплавковый клапан высокого давления; 8 – трубопровод перепуска масла на сторону всасывания; 9 – маслоотстойник; 10 – смотровое стекло контроля уровня масла в маслоотделителе
Рис. 2. Маслоотделитель винтового компрессорного тандем-агрегата F2MS3-900 судов типа «Атлантик-333»:
1 – корпус; 2 – набор стальных сеток; 3 – маслоподогреватель; 4 – горизонтальная продольная перегородка; 5 – вертикальная поперечная перегородка; 6 – сепараторный короб первой ступени маслоотделения; 7 – смотровое стекло мас-лоотстойника; 8 — маслоотстойник; 9 – смотровое стекло маслоотделителя
Рис. 3. Маслоотделитель винтового компрессорного агрегата FMS3-315:
1 – маслоподогреватель; 2 – смотровое стекло; 3 – трубопровод выхода пара хладагента из маслоотделителя; 4 — корпус; 5 – набор сталшых сеток; 6 — горизонтальная перегородка; 7 – вертикальная перегородка; 8 – сепаратор из стальных сеток первой ступени маслоотделения; 9 — патрубок входа смеси пара хладагента с маслом в маслоотделитель; 10 – всасывающий трубопровод насоса смазочного масла
Маслоподогреватель, установленный на уровне середины нижнего смотрового стекла, оказывается полностью покрытым маслом. Во избежание насыщения масла хладагентом маслоподогреватель должен включаться после каждой остановки ВКА.