Конструкции электрических и паровых брашпилей

Как паровые, так и электрические брашпили конструктивно могут быть выполнены с радиальной и осевой муфтами включения якорной звездочки. Кроме того, применяется фрикционная муфта включения цепных звездочек небольших брашпилей.

На рис. 1 изображен электрический брашпиль с радиальной кулачковой муфтой включения якорной звездочки. Электродвигатель через фрикционную эластичную муфту приводит во вращение червяк, находящийся в зацеплении с червячной шестерней. Нижняя часть корпуса, в котором работает червячная передача, заполняется маслом. Вал червяка лежит в шариковых опорных и роликовых опорно-упорных подшипниках. На валу червячной шестерни насажены шестерни на втулках (узел Б). Шестерни входят в зацепление с зубчатыми колесами, которые закреплены шпонками на валу. На том же валу также шпонками закреплены турачки и посажены звездочки. В этом брашпиле грузовой (якорный) вал является также швартовным валом. Каждая из шестерен жестко соединена с валом полумуфтами, которые надеты на квадратные головки концов вала. Так как торец шестерни, обращенный к полумуфте, и торец самой полумуфты имеют выступы и впадины, то при повороте болта вал входит в зацепление с шестерней. Жесткое соединение звездочек с валом, на который они насажены, достигается при помощи радиальной кулачковой муфты. Звездочки отлиты заодно с дисками ручных ленточных тормозов. Внешние торцы тормозных дисков снабжены прорезями; такими же прорезями снабжена и направляющая втулка, сидя на шпонках вала. При повороте маховика включения вследствие криволинейного очертания прорези кулачки будут передвигаться радиально в прорезях направляющей втулки, вводя или выводя ее из зацепления с тормозными дисками, а значит, и со звездочками, т. е. грузовой вал будет соединен со звездочками. Стопорение маховика включения в определенных положениях производится стопорным винтом с головкой. Для подъема якоря ручным приводом необходимо отсоединить полумуфты от шестерен, в результате чего последние будут вращаться вхолостую на своем валу. Это устраняет необходимость затрачивания усилий на проворачивание механической передачи и электродвигателя. Качковый механизм, при помощи которого производится подъем якоря вручную, состоит из балансира с рукоятками. Брашпиль снабжен ленточным тормозом. Помимо ленточного тормоза, торможение на многих электрических брашпилях осуществляется электромагнитным тормозом соленоидного типа, устанавливаемым на валу электродвигателя обычно на соединительной эластичной фрикционной муфте.

Рис. 1. Электрический брашпиль с радиальной муфтой включения

Муфта, являясь предохранительной, не допускает также больших перегрузок электродвигателя и предохраняет от поломок части брашпиля. Муфта имеет цилиндрический корпус, который с торцов закрыт фланцем, закрепленным на ведущем валу, и крышкой. Фланец и крышка присоединены к корпусу шпильками. Внутри корпуса помещаются нажимные диски, связанные через шлицевое соединение с корпусом и покрытые дисками трения. Последние связаны при помощи шлицевого соединения с втулкой, закрепленной на ведомом валу. В отверстиях фланца помещены шесть направляющих стаканов, внутри которых расположены пружины, прижимающие диски один к другому. Сила нажатия пружины регулируется диском, насаженным на нарезную ступицу фланца. Крутящий момент, передаваемый муфтой, зависит от сил трения между дисками, которые, в свою очередь, зависят от силы нажатия пружин. Нажатие пружин должно быть отрегулировано так, чтобы при повышении нормальной нагрузки на 50% муфта проскальзывала. Корпус муфты является одновременно ободом для ленты электромагнитного тормоза.

Электрические брашпили имеют электродвигатель, устанавливаемый как на палубе (электродвигатель закрытого типа), так и под палубой. Преимуществами электрических брашпилей перед паровыми являются постоянная готовность их к действию, большие периоды между обязательными осмотрами, а также отсутствие необходимости иметь длинные паропроводы.

Рис. 2. Фрикционная эластичная муфта электробрашпиля


Читать далее: