Клеи при ремонте дюралевых корпусов


Категория Катера и лодки

Применение клея при ремонте (и постройке) дюралюминиевых корпусов обеспечивает высокую прочность соединения, влаго- и водостойкость, стойкость к бензину и маслу. Являясь хорошим уплотняющим материалом и диэлектриком, клей предотвращает возникновение очагов контактной и щелевой коррозии в соединениях деталей.

Наиболее доступными являются клеи на основе эпоксидного связующего, например, продающийся в магазинах универсальный клей ЭДП. В набор упаковки входит эпоксидный компаунд ЭДП (эпоксидная смола ЭД-6 с пластификатором) и отвердитель — полиэтиленполиамин. При составлении клея на 10 весовых частей компаунда необходимо отмерить. 1 часть отвердителя..

Склеиваемые поверхности зачищают наждачной бумагой, металлической щеткой или напильником, затем протирают тампоном, смоченным ацетоном или бензином, и высушивают.

Клей наносят тонким слоем кистями, шпателями или валиками из пенопласта. После небольшой — в течение 5—10 мин — («открытой») выдержки детали складывают и плотно сжимают с помощью струбцин, цвинок или грузов. Клей, выдавленный при запрессовке, удаляют. Для лучшего прилегания деталей и получения клеевого шва толщиной 0,3—0,4 мм надо обеспечить давление запрессовки величиной 0,5— 1,0 кг/см2, равномерно распределенное по всей склеиваемой поверхности. Под давлением детали выдерживают до полного затвердевания клея, которое при комнатной температуре (18—25°) наступает через 24 ч; при более высокой температуре время отверждения несколько Сокращается. Нужно помнить, что «живучесть» эпоксидного клея, т. е. время сохранения наилучших клеющих качеств, — от 30 мин до 2 ч. Приготовляя порцию клея, нужно учитывать это и количество его определять, исходя из ориентировочной нормы расхода 0,04 г/сма при одностороннем и 0,06 г/см2 при двустороннем нанесении.

В тех случаях, когда необходимо заполнить зазоры между деталями, в клей вводят наполнитель — алюминиевую пудру, металлические опилки, асбест, тальк, зубной порошок или охру (в сухом виде). При добавлении наполнителя нужно следить за тем, чтобы клей сохранял текучесть и легко наносился на поверхности склеиваемых деталей.

Клей может оказаться особенно полезным при ремонте корпуса лодки в походных условиях для устранения течей и коррозионных повреждений. Например, используя клей с наполнителем, можно заклеивать мелкие вмятины, незначительные трещины и раковины на листах обшивки и палубы. После отверждения клея поверхность выравнивается и окрашивается. Для большей гарантии герметичности при сквозных трещинах в днище полезно отремонтированное место дополнительно заклеить заплаткой из тонкой прочной ткани.

Рис. 1. Выравнивание поверхности днища у скуловой накладки (2) с помощью клея (1).

Зашпаклевав клеем с наполнителем участок днища у скуловой кладки так, чтобы переход поверхности днища в накладку стал плавным и гладким, можно существенно снизить сопротивление воды и уменьшить брызгообразование. Это рекомендуется сделать в кормовой трети днища лодки, где при встрече с килеватым корпусом образуются потоки воды, направленные от киля к скулам. В новых конструкциях лодок клей часто используется в сочетании с заклепочными соединениями или контактной сваркой.


Читать далее:

Категория Катера и лодки