Классификация судов-газовозов


Категория Системы судов-газовозов

Суда-газовозы классифицируются по способу сжижения перевозимого газа, степени опасности допущенных к перевозке грузов, конструкции грузовых емкостей и степени обеспечения живучести. Классификация осуществляется в соответствии с Правилами Российского морского Регистра судоходства.

Газовозы делятся на две основные группы:
- суда для перевозки СПГ (зарубежное обозначение – LNG);
- суда для перевозки СНГ (зарубежное обозначение – LPG2).

Такое деление весьма условно, так как большинство газовозов

является многоцелевыми судами, предназначенными для перевозки нескольких видов СГ. Суда для перевозки СПГ (метановозы) часто используются, например, для транспортировки этилена и этана. Суда, транспортирующие СНГ, кроме нефтяных газов с температурой кипения до – 55 °С перевозят также аммиак и другие подобные жидкости. К этой же группе судов относятся этиленовозы, которые часто приспосабливают для перевозки СГ с более высокой температурой кипения.

Б зависимости от способа транспортировки СГ суда-газовозы подразделяются на три группы: напорные, полурефрижераторные и рефрижераторные. Первые газовозы как специальной постройки, так и переоборудованные из судов других типов, являлись напорными и предназначались для перевозки СНГ и аммиака в цистернах высокого давления. Конструкции газовозов подобного типа отличаются своей простотой. Они не требуют теплоизоляции грузовых цистерн и трубопроводов, установки систем повторного сжижения газа (СПСГ), однако отличаются значительной металлоемкостью из-за больших толщин стенок цистерн и низким коэффициентом использования полезного объема корпуса. Стремление к повышению этого коэффициента привело к увеличению объема грузовых цистерн, которые стали значительно выступать над верхней палубой. Рабочее давление в грузовых цистернах обычно не превышает 1,85 МПа. Опыт постройки и эксплуатации первых судов-газовозов позволил перейти к освоению более выгодных способов транспортировки СГ.

В 1959 г. во Франции был построен первый в мире газовоз полурефрижераторного типа «Descartes» грузовместимостью 5220 м3, перевозивший СГ под небольшим давлением и соответствующим охлаждением в горизонтальных изолированных цистернах. На первых полурефрижераторных судах-газовозах температура обычно понижалась в диапазоне от -5 до -15 °С. Стремление расширить область использования полурефрижераторных газовозов привело к применению конструкционных материалов и теплоизоляции, обеспечивающих температурный режим до -40 °С, т.е. близкий к рефрижераторному. Давление в грузовых емкостях полурефрижераторных газовозов в зависимости от вида перевозимого СГ и температуры колеблется от 0,4 до 1,0 МПа. Пониженная температура увеличивает плотность перевозимых СГ, что повышает грузоподъемность судна. Масса грузовых емкостей полурефрижераторных газовозов меньше, чем напорных. Форма грузовых емкостей обычно призматическая, а это позволяет более рационально использовать полезные объемы трюмного пространства. Несмотря на необходимость теплоизоляции грузовых емкостей и установок повторного сжижения газа (УПСО,экономичность газовозов полурефрижераторного типа выше, чем напорных.

Довольно трудно решалась проблема создания судов-газовозов для транспортировки СГ при глубоком охлаждении. Исследования в этом направлении были начаты в 1950 г. в США. В 1959 г. совершил свой первый рейс из Мексиканского залива в Англию метановоз «Methane Pioneer», переоборудованный в США из сухогрузного судна «Normarti». После серии предварительных экспериментов в феврале 1962 г. осуществил свой первый рейс французский газовоз «Beauvais», переоборудованный из американского сухогруза типа «Liberty». Специализированный опытный газовоз «Bridgestone Maru“ предназначенный для перевозки СНГ, охлажденного до температуры кипения, был впервые построен в 1961 г. в Японии. Регулярные же морские перевозки СПГ начались только лишь в 1964 г.

В настоящее время газовозы рефрижераторного типа являются наиболее многочисленными и перспективными. Среди нйх наиболее крупные – метановозы. Объясняется это тем, что транспортировка сжиженного метана осуществляется при температуре от 162 до -164 °С. Плотность сжиженного метана при таких условиях составляет всего 0,416 т/м3 (СНГ около 0,6 и аммиака – 0,681). С целью достижения требуемой грузовместимости у метановозов увеличивают высоту надводного борта, а для обеспечения начальной остойчивости одновременно с этим увеличивают и ширину судна.

Специфика перевозимого груза (малая плотность, низкая температура, необходимость устройства двойных конструкций, усиленная изоляция и т.п.) ведет к значительному увеличению габаритов метановозов относительно других наливных судов. Сравнение с обычными танкерами показывает, что метановозы при равной грузовместимости имеют кубический модуль в 1,3 – 1,5 раза больше.

Грузовые емкости судов-газовозов рефрижераторного типа для перевозки СНГ рассчитываются на температуру – 55 °С и небольшое избыточное давление порядка 0,025 МПа. Благодаря малости избыточного давления грузовые емкости на таких судах могут быть вкладными призматической формы. Ввиду разницы плотности СГ при температуре окружающей среды и температуре кипения при равной грузовместимости грузоподъемность судов-газовозов рефрижераторного типа выше, чем напорных. Например, плотность пропана при температуре 20 °С равна 0,5 т/м3, а при температуре кипения -сжиженного пропана – 0,579 т/м3. Эта разница плотностей приводит к увеличению грузоподъемности судов-газовозов рефрижераторного типа по сравнению с напорными почти на 16%.

Согласно Коду рекомендаций IMO и Правилам классификации Регистра судоходства суда-газовозы в зависимости от объема конструктивных мероприятий, назначаемых с учетом степени биологической опасности допущенных к перевозке грузов, степейи обеспечения живучести судна, а также расположения грузовых емкостей относительно наружной обшивки корпуса подразделяются на следующие типы.

Газовоз – I (IG) – судно, предназначенное для перевозки особо опасных для окружающей среды грузов (хлор, бромистый метил, двуоксид серы, оксид этилена) и требующее обеспечения максимальных предупредительных мер для предотвращения их утечки.

Газовоз – II (IIG) – судно, предназначенное для транспортировки менее опасных грузов и требующее обеспечения значительных предупредительных мер для предотвращения их утечки.

Газовоз – IIP (II PG) – судно длиной 150 м и менее, предназначенное для перевозки тех же грузов, что и Газовоз-ll за исключением этана, этилена, метана и требующее обеспечения значительных предупредительных мер для предотвращения их утечки. Грузы на этих газовозах перевозятся во вкладных грузовых емкостях типа С (см. параграф 2.3), рассчитанных на давление не менее 0,7 МПа и температуру грузосодержащей системы – 55 °С и выше.

Газовоз – III (III G) – судно, предназначенное для перевозки нетоксичных и невоспламеняющихся грузов (дихлордифторметан, дихлор-монофторметан, дихлортетрафторэтан, монохлордифторметан, мо-нохлортрифторэтан) и требующее незначительных предупредительных мер для предотвращения их утечки.

При специализации судна для перевозки какого-то одного конкретного груза в символе класса делается соответствующее дополнение, например, Газовоз – II (бутан). В этом случае требования, предъявляемые к газовозу, должны учитывать опасность перевозки именно этого груза. Если газовоз предназначен для перевозки нескольких СГ, требования к нему предъявляются исходя из совокупности свойств наиболее опасных грузов.

В соответствии с приведенной классификацией Правилами Регистра для каждого типа газовозов определяются требования к расположению и конструкции грузовых емкостей, системам обнаружения воспламеняющихся и токсичных паров, кислорода, системам инертизации и контрольно-измерительным устройствам, оговариваются специальные требования. Кроме того, газовозы классифицируются по конструкции грузовых емкостей, что будет рассмотрено ниже.

Более чем 40-летний опыт постройки и эксплуатации судов-газовозов позволил регламентировать основные проектные решения и конструктивные нормы по созданию судов, перевозящих СГ и некоторые другие опасные вещества наливом, что нашло свое отражение в требованиях Газового Кода IMO, Американского Бюро судоходства, Английского Ллойда и Российского морского Регистра судоходства.


Читать далее:

Категория Системы судов-газовозов