Классификация спасательных судов


Категория Суда спасатели

300 типов спасательных судов. Универсальные суда. Спасатели подводных лодок. Грузовые платформы.

В связи с развитием флотов и расширением работ по использованию ресурсов океана задачи аварийно-спасательного обеспечения существенно усложнились. Создание спасательных судов, способных решать одинаково эффективно все рассмотренные выше задачи, стало затруднительным и даже нерациональным, поскольку спасательное судно в этом случае приобретает слишком большое водоизмещеиие и на его строительство и эксплуатацию требуется значительное увеличение затрат. Для последних лет характерным является строительство судов-спасателей с ограниченными функциями. Они имеют свои конструктивные особенности.

В зависимости от возложенных задач различают следующие виды спасательных судов:
— универсальные спасательные суда, выполняющие любые спасательные работы;
— суда—спасатели подводных лодок, оказывающие помощь экипажу затонувшей подводной лодки. В последние годы в данной группе спасательных судов выделились суда—носители автономных спасательных аппаратов. Тем не менее продолжается строительство судов с неавтономными спасательными средствами, имеющих меньшее водоизмещение и более простую конструкцию;
— спасательные подводные лодки — новый вид спасателей. Основное их назначение такое же, как и у судов—спасателей подводных лодок. Однако возможности их расширяются благодаря тому, что спасательная лодка даже в штормовую погоду может сблизиться под водой с затонувшей лодкой и осуществить эвакуацию экипажа с помощью автономного спасательного аппарата;
— спасательные буксиры, оказывающие помощь аварийным надводным судам и всплывшим аварийным подводным лодкам. Их основное оборудование — буксирное устройство, противопожарные и водоотливные средства;
— океанские спасательные буксиры, отличающиеся большой дальностью плавания, высокой скоростью хода, неограниченной мореходностью. Мощность их механизмов и буксирные устройства обеспечивают возможность буксировки супертанкеров, полупогружных платформ и судов большого водоизмещения;
— противопожарные суда, предназначенные для тушения пожаров на горящих судах и береговых объектах;
— водолазные суда и боты, обеспечивающие выполнение водолазных работ, первые — в открытом море, вторые — в портах, и на рейдах;
— грузоподъемные суда и платформы, служащие для подъема затонувших объектов. Их грузоподъемность в последние годы несколько уменьшилась в связи с использованием компенсационного способа подъема. Вместе с тем существенно возросли глубины, с которых производится подъем;
— суда и платформы спасательного обеспечения буровых работ, оказывающие помощь аварийным буровым платформам й судам (тушение пожаров, буксировка в сложных условиях), а также аварийным подводным аппаратам и водолазам. Для этого они должны иметь глубоководные спасательные средства;
— спасательные катера, предназначенные для поиска и спасения в прибрежных зонах людей, плавающих на воде. Это могут быть моряки с погибших судов, удерживающиеся на воде на различных спасательных устройствах, экипажи с потерпевших аварию самолетов, рыбаки.

Рис. 1. Классификация спасателей

В настоящее время насчитывается более трехсот типов спасательных судов. Единой классификации пока не существует. В одних странах за рубежом, например в США, каждую разновидность спасательных судов относят к классу и присваивают им буквенное обозначение, в частности, спасательным судам— ARS, судоподъемным — ARSD, океанским буксирам — АТА, спасательным буксирам—ATF, водолазным ботам — YDT и т. д. Все спасательные и судоподъемные суда включают в группу «вспомогательные суда». В других странах все разновидности спасательных судов объединяют в класс «спасательные и судоподъемные суда» или «суда аварийно-спасательного обеспечения», отдельные виды составляют в этом случае подклассы спасательных судов. Будем придерживаться последнего принципа, выделяя в классе судов аварийно-спасательного обеспечения подклассы и группы судов. Классификация спасательных судов представлена на рис. 1.


Читать далее:

Категория Суда спасатели