Классификация моторных масел


Категория Применение топлив в судовых дизелях

Значительные различия, существующие в конструкции поршневых двигателей внутреннего сгорания, степени их форсировки, качестве применяемого топлива и условиях эксплуатации, вызывают необходимость применять широкий ассортимент моторных масел. Эти масла во многом отличаются между собой как физико-хими-ческими показателями, так и эксплуатационными свойствами.

Для того чтобы эксплуатационники и производители двигателей лучше ориентировались в выборе необходимого сорта (марки) масла или эквивалентных заменителей определенного сорта, моторные масла классифицируют по уровню их эксплуатационных (моторных) свойств.

Единой международной классификации масел пока нет. В западных странах в настоящее время пользуются классификацией, предложенной тремя организациями США: американским нефтяным институтом (API), Американским обществом по испытанию материалов (ASTM) и обществом автомобильных инженеров (SAE). В этой классификации все моторные масла разделены на две большие группы: для автомобильных двигателей и других легковых транспортных средств, т. е. преимущественно для карбюраторных двигателей (класс сервис), и масла для двигателей тяжелых транспортных средств, главным образом для дизелей (коммерческий класс).

Кроме указанной классификации, в США, а также в Англии имеются военные спецификации на моторные масла.

По такому же принципу разделения масел на группы (классы), в соответствии с областью их применения, построена и классификация моторных масел, принятая в СССР (ГОСТ 17479—72) и странами СЭВ (РС-2976—71).

Согласно ГОСТ 17479—72, введенному в действие с начала 1974 г., все моторные масла с присадками, в зависимости от области их применения, разделяются на шесть основных групп: А, Б, В, Г, Д, Е. В группах Б, В и Г, кроме того, имеются еще две подгруппы, обозначаемые индексами 1 и 2. Индекс 1 присваивается маслу, предназначенному для смазки карбюраторных двигателей, индекс 2 — для дизельных.

Масла, не имеющие цифрового индекса при буквах, обозначающих группу масла, например масло М-10Б или М-8Г, могут применяться как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях.

В каждой из групп масла разделяются по величине вязкости.

В пределах одной группы масла, имеющие различную вязкость, должны быть совместимы. Это важное требование, содержащееся в стандарте, допускает возможность смешивать различные по вязкости масла одной группы без ухудшения их эксплуатационных свойств.

В обозначении масла указывается его вязкость и область применения. Так, марка М-10В2 обозначает моторное масло (букваМ) вязкостью 10 сСт при 100 °С (цифра 10), предназначенное для использования в среднеформированных дизелях.

Между классификациями моторных масел, принятыми в США и СССР, имеются некоторые различия. В этой классификации описываются характеристики каждой группы масла и условия его применения. В принятой в СССР классификации моторных масел строго нормируются вязкость каждой марки и рекомендуется только область применения, без указания условий применения масла и его характеристики.

Классификации США и СССР не распространяются на моторные масла для авиационных поршневых двигателей, на обкаточные, рабоче-консервационные и некоторые другие моторные масла специального назначения.

Присвоение моторному маслу той или иной группы (класса) производится по результатам регламентируемых классификациями моторных испытаний, проводимых на специальных стандартных установках, которые указываются в классификациях. Как сами моторные установки, применяемые для классификационных оценок масла, так и методики их проведения значительно отличаются друг от друга, и поэтому нельзя определить точное соответствие между отдельными группами и классами моторных масел, устанавливаемых различными классификациями или спецификациями. Тем не менее при замене импортных масел отечественными или отечественных импортными рекомендуется пользоваться таблицей эквивалентов.

В классификационных испытаниях моторных масел особое внимание уделяется оценке их противонатарных свойств, как наиболее важных с точки зрения обеспечения надежной и длительной работы двигателя. Чем выше класс, присваеваемый маслу, тем более ужесточаются условия испытания его противонагарных свойств — повышаются тепловые нагрузки, испытываемые маслом, ухудшается качество применяемого при испытаниях топлива. По окончании испытаний тщательно оценивают отложения лаков и нагаров на поршне, газораспределительных органах (окнах, клапанах), подвижность поршневых колец. Учитывается величина поверхности, покрытой отложениями, их твердость, толщина и цвет. Оценка противонагарных свойств масел по ГОСТ 17479—72 для групп А, Б, В, Г производится на установке НАМИ-1, для групп Б2, В и В2 — на более форсированной установке УИМ-6-НАТИ, для групп Г и Г2 — на установке УИМ-6Н-НАТИ с еще более высокими параметрами рабочего цикла и т. д. Помимо антинагарных (моющих) свойств, классификационными испытаниями моторных масел по ГОСТ 17479—72 оценивают их противоизносные свойства (по потере массы вкладышами из свинцовистой бронзы), антиокислительные (по увеличению вязкости масла в конце испытаний), склонность к образованию в картере двигателя низкотемпературных отложений (по количеству шлама в центрифуге после испытаний). Для масел группы Е, кроме того, оценивается склонность к закоксовыванию выпускных окон.

Классификационные моторные испытания промышленных товарных партий масел по ГОСТ 17479—72 проводятся заводом-изготовителем не реже чем один раз в 6 месяцев, причем эти испытания основаны на сравнении с эталонными маслами, вырабатываемыми по специальным техническим условиям, которые жестко нормируют показатели их физико-химических и эксплуатационных свойств. Таким образом, классификация моторных масел, введенная в действие на уровне Государственного стандарта, позволяет в значительной степени повысить качество вырабатываемых в нашей стране моторных масел.


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях