Классификация и назначение средств связи и сигнализации


Категория Морская практика

Все судовые средства связи и сигнализации могут быть классифицированы по двум основным признакам: по назначению и по характеру сигналов.

По назначению судовые средства подразделяются на внешние и внутренние. Внешние средства служат для обеспечения: безопасности мореплавания; связи с другими судами, береговыми постами, станциями и т. п.; обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д. Особое место среди них занимает радио — основной вид внешней связи и сигнализации на море. Внутренние средства предназначены для обеспечения внутрисудовой связи, оповещения и сигнализации.

По характеру сигналов судовые средства подразделяются на зрительные и звуковые. Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым средствам относятся различные светосигнальные приборы направленного и ненаправленного действия: сигнальные фонари, прожекторы, гелиографы, клотиковые и сиг-нально-отличительные огни, а также световые пиротехнические средства—ракеты, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки, дымовые шашки. В качестве предметных средств связи и сигнализации на судах используются сигнальные флаги, семафорные флажки и сигнальные фигуры. К звуковым средствам относятся свистки, мегафоны, переговорные трубы, судовые колокола, сирены, гонги, туманные горны и звуковые пиротехнические средства.

В данной главе рассматриваются только средства внешней зрительной и звуковой связи и сигнализации. Из радиотехнических звуковых средств связи указывается лишь на применение судовых ультракоротковолновых радиостанций.

Безопасность мореплавания, своевременное обнаружение и оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на море, во многом зависят от организации вахтенной службы на судне, Она регламентируется Уставом службы и Наставлением по организации службы на судах Министерства морского флота СССР (HIIIC—82), Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МПГ1СС—72) и международными конвентациями по вопросам мореплавания.

Заступая на вахту, помощник капитана должен убедиться в исправности и готовности к использованию сигнальных средств, а во время вахты обеспечить надлежащее наблюдение за горизонтом, водной поверхностью и окружающей обстановкой.

Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков 1978 г. определила основные принципы несения ходовой вахты на мостике и в машинном отделении. Конвенция требует, чтобы состав ходовой вахты в любой момент был достаточным и соответствующим условиям и обстановке с обязательным обеспечением должного наблюдения. Служба должна быть организована так, чтобы личный состав первой при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех иных отношениях. Кроме осуществления надлежащего наблюдения в целях всесторонней оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель или иных навигационных опасностей, в обязанности наблюдателей входит обнаружение: морских и воздушных судов, терпящих бедствие; лиц, потерпевших кораблекрушение; затонувших судов и обломков. Обо всех обнаруженных или услышанных сигналах матросы-наблюдатели должны немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана. Форма доклада должна быть четкой и краткой, например: «На курсовом угле 30° правого борта вижу судно. Расстояние примерно 2 мили», «Справа по траверзу слышу туманный сигнал судна» и т. п. Зрительное наблюдение за окружающей обстановкой осуществляется невооруженным глазом или при помощи оптических средств.

Каждый матрос должен уметь пользоваться средствами зрительной связи, знать назначение сигнальных фигур, уметь пользоваться системами внутренней связи и аварийной сигнализации, знать свои обязанности в аварийной обстановке.


Читать далее:

Категория Морская практика