Классификация дефектов


Категория Организация и технология судоремонта

В процессе эксплуатации в судовых технических средствах и корпусе судна возникают дефекты, которые обусловливаются различными видами физического изнашивания, разрушений и повреждений. В результате судно утрачивает свою работоспособность, что влечет за собой производство восстановительных работ (техническое обслуживание и ремонт). Дефекты классифицируют по расположению, по конфигурации и по причинам возникновения. По расположению дефекты подразделяют на поверхностные, подповерхностные и внутренние.

Поверхностными являются такие дефекты, которые располагаются или имеют раскрытие на поверхности детали. Дефекты, залегающие на глубине не более 2 мм, называются подповерхностными, а залегающие на большей глубине — внутренними.

По конфигурации дефекты бывают объемные и плоские. К объемным относят дефекты, размеры которых по трем взаимно перпендикулярным осям соизмеримы. Это газовые или шлаковые включения и некоторые виды непроваров. У плоских дефектов один из размеров значительно меньше, чем два других. Такими дефектами являются трещины, тонкие непровары, отслоения, риски, задиры, наработки на рабочих поверхностях деталей механизмов и т. д.

По причинам возникновения дефекты классифицируют на конструктивные, производственные и эксплуатационные. В свою очередь эксплуатационные дефекты можно подразделить на дефекты, возникающие от нарушения правил эксплуатации, эксплуатационные отложения и дефекты от физического изнашивания и разрушений.

Необходимо отметить, что, кроме физического, суда подвержены также моральному изнашиванию, которое выражается в техническом старении судов в связи с созданием новых, более современных и более производительных судов того же назначения.

Конструктивные дефекты — результат ошибок, допущенных при расчетах и конструировании объектов (ошибки при расчете прочности, неправильное конструктивное оформление детали, неправильный выбор материалов и режимов термической обработки и т. д.).

Производственные дефекты являются обычно следствием отступлений от установленных технических условий, правил и стандартов на изготовление и ремонт судовых технических средств и корпусных конструкций (от неправильного применения материалов, неправильного выполнения термической обработки или других видов упрочнения, неправильной сборки и т. д.).

Конструктивные и производственные дефекты могут приводить к повышенным износам, деформациям и поломкам деталей, что в свою очередь ведет к авариям (аварийный износ дейдвудского подшипника, разрыв шатунных болтов, деформация шатуна, поломка картера двигателя и т. д.).

Эксплуатационные дефекты (повышенные износы и повреждения) могут возникать от нарушения правил эксплуатации (правил технической эксплуатации и правил судовождения). Повреждения корпуса судна, гребных винтов и рулевых устройств часто вызваны тяжелыми навигационными условиями (штормовая погода, ледовая обстановка).

Эксплуатационные отложения образовываются в процессе эксплуатации, когда судно и его части соприкасаются с окружающей средой (корпус судна находится в воде, богатой солями и морскими организмами; внутренние поверхности котлов, трубопроводов, тепло-обменных аппаратов, полостей охлаждения двигателей соприкасаются с водой и конденсатом, содержащими соли; через системы и охладители прокачивается масло, содержащее примеси, и т. д.).

Эксплуатационные отложения необходимо периодически удалять, так как они ведут к снижению эксплуатационных характеристик и изменению условий работы механизмов. Обрастание подводной части корпуса судна, например, ведет к снижению скорости, отложение солей в охлаждающих полостях механизмов — к изменению теплового режима работы, появлению ускоренных износов.

Часть эксплуатационных отложений периодически устраняют во время эксплуатации судна (осадки в фильтрах, отложения в полостях охлаждения механизмов), часть— во время ремонтов (обрастание подводной части корпуса судна).

Детали технических средств и элементов корпуса судна подвержены действию различного вида механического, абразивного и коррозионно-механического изнашивания, а также коррозионному и усталостному разрушениям. Материал деталей технических средств, работающих в условиях высоких температур, под действием внешних нагрузок подвергается ползучести.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта