Хранение и сушка электрических машин на судне


Категория Ремонт судового электрооборудования

После стендовых испытаний электрооборудование окончательно окрашивают в соответствии с заводскими инструкциями и отправляют для установки на судно. При нахождении судна в ремонте с момента установки отремонтированного оборудования до швартовных и ходовых испытаний обычно проходит довольно большой промежуток времени, в который электрические машины эксплуатируют сравнительно мало, поэтому за ними должен быть периодический уход, особенно необходимый зимой, когда температура в помещениях может колебаться в значительных пределах. Лучше всего неработающие машины сохраняются при влажности воздуха не выше 75% и температуре не ниже 5 °С. Во время ремонтных работ на судне не всегда можно создать такие условия и сопротивление изоляции обмоток обычно понижается.

Для удаления излишков влаги из пор изоляции необходима сушка машин. Для неработающих машин чаще всего применяют сушку внешним нагреванием (электрокалорнферами, грелками и специальными лампами типа ИК.З на 500 или 1000 Вт для сушки инфракрасными лучами). При нагревании следят за тем, чтобы не было местных перегревов отдельных узлов и чтобы температура внутри машины не повышалась слишком быстро. Для сильно увлажненных обмоток необходимо, чтобы температура при сушке повышалась не более чем на 107ч.

При форсированных режимах сушки за счет интенсивного парообразования появляется избыточное давление внутри изоляции, которое приводит к образованию значительных пор и полостей и вызывает преждевременный ее износ. Сушку машин производят до установившегося для данной температуры сопротивления изоляции.

Сушку генераторов при работающем первичном двигателе можно производить в режиме короткого замыкания. Для этого отключают последовательную обмотку возбуждения, а цепь якоря (статора) закорачивают, запускают двигатель и доводят частоту его вращения до такой величины, при которой сила тока в якоре или статоре от остаточного магнетизма достигнет 0,5—0,7 номинальной. Затем производят прогрев обмоток и сушку до установившегося сопротивления изоляции. При сушке следят за тем, чтобы не было местных перегревов. Температуру сушки устанавливают в пределах 70—90°С по наиболее нагретому месту.

Сушка двигателей постоянного тока возможна также теплом, которое выделяет якорь, подключенный к сварочному генератору или другому источнику низкого напряжения. Якорь в этом случае затормаживают и только периодически поворачивают, чтобы не было местных перегревов обмоток и коллектора. Силу тока при сушке устанавливают не более 0,5—0,7 номинальной силы тока якоря.

Сушку электродвигателей переменного тока можно производить либо постоянным током от постороннего источника (например, сварочного генератора), пропускаемым через последовательно соединенные обмотки фаз, либо пониженным напряжением переменного тока от сварочного трансформатора. Величина тока при сушке не должна превышать 0,5—0,7 номинальной силы тока статора.

Сушку электрической машины током короткого замыкания или от постороннего источника можно производить, если сопротивле

Довольно успешно сушку увлажненных крупных электрических машин (например, гребных электродвигателей) можно производить способом одновитковой индукционной сушки.

Машину при этом не разбирают, а только изолируют один конец вала и подшипник. К валу электродвигателя с двух сторон подключают питание от сварочного трансформатора с дросселем для регулирования тока, протекающего по валу. Питание от трансформатора к концам вала подводится кабелем, подсоединенным посредством медных хомутов толщиной не менее 5 мм и шириной 100—150 мм.

При пропускании тока через вал, который служит первичным намагничивающим витком, в активной стали якоря 4 индуктируются вихревые токи, нагревающие сталь, а вместе с ней также и изоляцию. За счет выделяемого тепла происходит сушка.

Трансформатор для сушки берут с силой тока на низкой стороне до 1000 А. Величину тока регулируют дросселем; чаще всего ее подбирают опытным путем в зависимости от скорости нарастания температуры. Для- нагрева якорей генераторов типа ГП 1375 до 70—80 °С сила тока, пропускаемого через вал, составляет 300—400 А.

Для сокращения времени сушки можно применять метод ускорения внутренней диффузии влаги, заключающийся в том, что температуру сушки не держат все время постоянной, а периодически резко изменяют, охлаждая и нагревая обмотки. Этот метод прост, не требует специального оборудования и весьма эффективен.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования