Катер в условиях волнения на море


Категория Спортивные катера

Любое судно, плывущее по взволнованному морю, совершает два хорошо различимых вида колебаний: подъем и опускание носовой и кормовой частей судна — килевая качка, а также переменное наклонение на один или другой борт — бортовая качка. Указанные колебания, хотя и протекают независимо друг от друга, превращаются в свободное движение. Одновременно происходит еще и третье, менее заметное колебание: общий подъем и опускание судна, называемые вертикальной качкой. Все эти колебания вызываются морскими ветровыми волнами или мертвой зыбью.

Рис. 1. Туристский катер типа «Диана» (длина 10 м) при переходе во время бурного прибоя перед входом в гавань.

Каждое судно обладает своими собственными периодами бортовой и килевой качки. Если волны набегают с борта или под углом к судну в такие промежутки времени, которые совпадают с периодом бортовой качки судна, то амплитуда качки от каждой вновь набегающей волны увеличивается до предела. Сказанное относится и к килевой качке.

При значительной разнице между периодическим воздействием волны и периодом бортовой или килевой качки судна качка может не усиливаться. Едва возбуждается собственное колебание, как от следующей волны, благодаря ее действию, оно затормаживается.

Если понаблюдать за гребнем волны, бегущим в непосредственной близости от судна (параллельно его курсу), через несколько секунд обнаружим, что гребень волны исчез. Каждая отдельная волна имеет лишь ограниченную продолжительность и очень короткий срок существования. Едва она распадается, как заменяется другой, вновь образовавшейся волной, которая возникает не в том же самом месте, а на небольшом удалении.


Читать далее:

Категория Спортивные катера