Как определяют упругий прогиб вала?


Категория Справочник по дизельным двигателям

Вал должен лежать равномерно на всех подшипниках. Если он лежит только на крайних точках опоры, то средняя часть его будет прогибаться и может касаться средних подшипников даже в том случае, если последние установлены ниже крайних. Следовательно, проверка прилегания вала к подшипнику еще не дает основания считать, что вал не имеет прогиба.

Рис. 1. Упругий прогиб коленчатого вала

Проверкой зазоров в подшипниках нельзя установить, какая доля этого зазора приходится на износ нижнего вкладыша и прогиб вала, поэтому упругий прогиб вала определяют по расхождению его щек.

Определение расхождения щек основано на измерении расстояния между щеками кривошипов при прогибе вала. При этом находят разницу в расстояниях между щеками в двух диаметрально противоположных положениях кривошипа, измеренных в точках, по возможности максимально удаленных от оси мотылевой шейки. Разность замеров указывает на то, что вал имеет прогиб. Если середина вала лежит ниже крайних подшипников, то при положении мотылевой шейки в ВМТ щеки разойдутся по сравнению с их положением в НМТ. Если концы вала лежат ниже средних подшипников, то щеки разойдутся при положении кривошипа в НМТ по сравнению с их положением в ВМТ. Следовательно, по расхождению щек можно судить о направлении деформации вала в районе данного кривошипа.

Расхождение щек проверяют микрометрическим нутромером или специальным приспособлением с индикатором (что гораздо удобнее). При измерениях это приспособление или нутромер устанавливают на расстоянии 10—15 мм от края щек. Если стрелку индикатора при положении кривошипа в НМТ совместить с нулем шкалы, то показание прибора после поворота кривошипа на 180° определит расхождение щек кривошипа в вертикальной плоскости. Если же стрелку индикатора совместить с нулем шкалы после поворота кривошипа на 90° за НМТ, то показание индикатора после поворота кривошипа еще на 180° определит расхождение щек в горизонтальной плоскости.

Разницу замеров при положениях кривошипа в горизонтальной плоскости (правый борт — левый борт) называют горизонтальным раскепом, в вертикальной — вертикальным раскепом.


Читать далее:

Категория Справочник по дизельным двигателям