Как определяют и устраняют искажения формы шеек вала?


Категория Справочник по дизельным двигателям

Овальность и конусность шеек вала могут быть обнаружены с помощью микрометрической скобы или индикатора, закрепленного на суппорте станка, если вал установлен в центрах станка. Диаметр шеек обычно измеряют в трех сечениях и в двух плоскостях. Первой плоскостью для всех рамовых шеек считают плоскость, проходящую через их общую ось и ось мотылевой шейки первого цилиндра; первой плоскостью для каждой мотылевой шейки считают плоскость, проходящую через ось данной шейки и ось рамовых подшипников. Второй плоскостью для измерений считают плоскость, перпендикулярную первой. Овальность вычисляют как разность наибольшего и наименьшего диаметров, замеренных в одной плоскости.

В результате исправления геометрической формы шеек вала (если допустимое уменьшение их диаметра не более 3% от номинального значения) овальность и конусность не должны превышать значений, приведенных ниже.

Основным и самым распространенным способом восстановления формы шеек валов ВОД небольшой мощности является обработка их под ремонтный размер за счет уменьшения диаметра. К обработке допускаются валы, имеющие допустимый прогиб. Восстановление шеек вала до номинального размера выполняют способами наплавки, металлизации, хромирования. После наплавки шейки протачивают до номинального размера.

Обработку шеек валов под ремонтный размер осуществляют шлифованием на токарных или специальных станках с последующей полировкой. Протачивание шеек не всегда рекомендуется, так как при этом снимается слишком большой слой металла. Перед шлифованием устанавливают ремонтный размер, до которого необходимо шлифовать шейки (по наименьшему диаметру с учетом припуска на шлифовку). Обычно задаются одним ремонтным размером, так как применение неустановленных ремонтных размеров для шеек одного и того же вала усложняет ремонт. Шлифование производят на станке в центрах или при помощи приспособления для крепления вала. Установку вала нужно производить с максимальной точностью, чтобы не нарушить соосность рамовых шеек. Во избежание прогиба вала к промежуточным рамовым шейкам подводят кулачки люнетов. Для шлифования мотылевых шеек вал устанавливают рамовыми шейками на призмы кронштейнов центросмесителей, совмещая последовательно оси мотылевых шеек с осью станка. Заключительной операцией является полирование.

Протачивание шеек и фланцев крупных валов можно выполнять на больших токарных станках. Мотылевые шейки протачивают на люнетных станках с вращающимся суппортом. Рамовые шейки можно проточить непосредственно в раме двигателя, но с несколько меньшей точностью и большей затратой времени. Для этого используют станину токарного станка без ножек и бабок, устанавливают ее строго параллельно оси вала и укрепляют на фундаментной раме двигателя. Подачу суппорта производят обычно ходовым винтом с приводом от какой-либо части вала трещоткой, установленной на месте шестерни ходового винта. Вал получает вращение от электродвигателя через редуктор или ременную передачу. При обработке шеек вала учитывают толщину термически обработанного слоя и предельный размер шеек по условиям прочности.


Читать далее:

Категория Справочник по дизельным двигателям