Как комплектуют сборочные единицы из деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ)?


Категория Справочник по дизельным двигателям

Детали КШМ можно комплектовать в сборочные единицы различным образом в зависимости от типа двигателя и конструкции КШМ. Например, у обычных тронковых ДВС часто выделяют три узла: коленчатый вал, шатун и поршень, т. е. сначала собирают и укладывают коленчатый вал, затем отдельно комплектуют поршни и шатуны, соединяют их между собой и опускают в отверстия блока цилиндров для соединения шатунов с шейками коленчатого вала, применяя при этом различные приспособления. Одевают кольца на поршни также при помощи различных приспособлений. Перед установкой колец проверяют зазор между ними и канавками поршня. Зазор в замке кольца можно проверить в кольцевом калибре или при положении поршня в ВМТ. У ВОД обычно комплектуют только один узел, соединяя коленчатый вал с шатунами и поршнями. Поэтому блок цилиндров устанавливают, направляя поршни в отверстие втулок цилиндров снизу и опуская блок на верхний картер.

Рис. 1. Приспособление для установки поршня с кольцами в цилиндр:
а — оправка в форме конуса; б — ленточная оправка

Рис. 2. Приспособление для установки и снятия поршневых колец:
а — положение перед установкой кольца; б — надевание кольца

Рис. 3. Снятие и установка поршневых колец:
а — щипцами; б — с помощью металлических (медных) пластин

Рис. 4. Проверка зазора в замке поршневого кольца с помощью калибра
1 — калибр; 2 — кольцо; 3 — щуп

У крейцкопфных ДВС обычно комплектуют две сборочные единицы в следующих сочетаниях. В одном случае поршень, шток и крейцкопф составляют одну сборочную единицу, а коленчатый вал с шатуном — вторую. В другом случае в первую единицу входят поршень, шток и шатун с крейцкопфом, а во вторую —только коленчатый вал.

При сборке и монтаже деталей КШМ ремонтируемого двигателя возникает необходимость в проверке перекосов оси шатуна по отношению к оси поршня, а у собранного КШМ — оси поршня по отношению к оси цилиндра, а также во взаимной пригонке деталей (привалке) для устранения перекосов, если они превышают допустимые. Проверка и прнгонка необходимы из-за суммирования отклонений взаимного расположения осей деталей КШМ и корпуса двигателя, даже если эти отклонения на предыдущих этапах ремонта и сборки были в допустимых пределах. При сборке КШМ нового двигателя необходимости в такой проверке и пригонке нет, так как эти работы выполняют во время узловой и общей сборки двигателя на заводе-изготовителе.

Рис. 5. Проверка зазора между кольцом и канавкой поршня
1 — поршневое кольцо; 2 — щуп

Рис. 6. Проверка зазора в замке поршневого кольца при положении поршня в ВМТ
1 — кольцо; 2 — щуп


Читать далее:

Категория Справочник по дизельным двигателям