Испытания корпусных конструкций на непроницаемость


Категория Корпуса судов

Применительно к корпусным конструкциям под непроницаемостью понимают свойство отдельных элементов и соединений не пропускать воду или другие жидкости. Под герметичностью понимают способность отдельных отсеков или помещений ограничивать проникновение газообразных веществ и аэрозолей. Для гражданских судов испытания на герметичность не производят.

Испытания конструкций судов при ремонте производят по тем же нормам, что и для новых судов. Объем испытаний определяется перечнем работ по ремонту или модернизации корпуса, его согласовывают с заказчиком (судовладельцем) и инспектором Регистра.

Нормативными материалами по испытаниям конструкций на непроницаемость являются Правила Регистра и ГОСТ 3285-65.

Испытания на непроницаемость должны производиться согласно схеме либо таблице, выпущенной конструкторским бюро применительно к конкретному судну или серии судов. В схеме (таблице) должны быть указаны расположение и назначение всех испытываемых отсеков (для цистерн также объем), методы и нормы испытаний, причем для удобства пользования может быть приведено несколько равноценных методов испытаний. Исходя из производственной необходимости и возможностей, завод может выбрать наиболее приемлемый метод.

При доковапии судна во время ремонта или очередного освидетельствования должны быть испытаны все конструкции, подлежащие испытанию, которые могут оказаться недоступными для осмотра по всему контуру и устранения выявленных дефектов после спуска судна на воду. Конструкции, доступные для осмотра по всему контуру при нахождении на плаву, могут быть испытаны после вывода судна из дока. Если в районе конструкции, подлежащей испытанию, производились сварочные работы, то качество сварных соединений должно быть проверено одним из одобренных Регистром способов до начала испытаний на непроницаемость.

Поверхности испытываемых конструкций и соединений должны быть очищены от загрязнений. Контрольная сторона, подвергаемая осмотру во время испытаний, должна быть сухой.

Грунтовка и окраска конструкций, нанесение различных покрытий, как правило, не должны производиться до окончания испытаний на непроницаемость, за исключением оговоренных ниже случаев.

Допускается по согласованию с инспектором Регистра производить грунтовку и окраску новых корпусных конструкций, включая внутрисекционные соединения, кроме участков шириной 30—50 мм, примыкающих к монтажным кромкам, до проведения испытаний на непроницаемость при соблюдении следующих условий;
— все внутрисекционные сварные швы должны подвергаться тщательному осмотру по всей длине соединения. Результаты осмотра должны быть зафиксированы в журнале пооперационной приемки ОТК;
— толщина основных листов, составляющих контур непроницаемости, должна быть не менее 12 мм, а толщина стенок непроницаемого набора, привариваемого к основным листам, — не менее 8 мм;
— сварные соединения, входящие в конструкции отсеков и цистерн, содержащих жидкости, и другие конструкции группы «а» (ГОСТ 3285-65), а также сварные соединения наружной обшивки, настила верхней палубы и обшивки водонепроницаемых переборок должны быть перед грунтовкой и окраской проверены на непроницаемость смачиванием керосином (клепаные соединения в секциях — испытаны поливом струей воды под напором). Двусторонние швы тавровых соединений без сплошного провара проверяют смачиванием керосином после окончательного выполнения первого шва с одной стороны;

на всех конструкциях, подлежащих грунтовке и окраске до проведения испытаний на непроницаемость, должны быть закончены все сборочно-сварочные работы, работы по правке, а также по установке фундаментов, наварышей, стаканов и т. п.

Монтажные соединения, выполняемые на стапеле или в доке, а также сварные швы заменяемых при ремонте конструкций должны быть загрунтованы и окрашены после испытаний на непроницаемость.

На ремонтируемых и модернизируемых судах до испытания на непроницаемость разрешается грунтовать и окрашивать те корпусные конструкции, на которых во время ремонта или модернизации не будут выполняться сборочно-сварочные работы и правка.


Читать далее:

Категория Корпуса судов