Испытание судовых аппаратов и распределительных устройств


Категория Ремонт судового электрооборудования

Отремонтированные и отрегулированные аппараты испытывают на специальных стендах. Цель испытаний — обнаружение скрытых дефектов, проверка коммутации аппаратов на нагревание, окончательная проверка и регулирование взаимодействия различных элементов.

При испытаниях проверяют: правильность маркировки внешних выводов в соответствии с принципиальной и монтажной схемами электропривода; надежность и правильность срабатывания аппаратов; правильность работы электрических и механических блокировок; величину сопротивления изоляции в нагретом состоянии; величину нагрева контактов и отдельных частей аппаратов при номинальной силе тока; настройку аппаратов на заданные уставки срабатывания; электрическую прочность изоляции.

Перед испытаниями проверяют работу подвижных систем пробным включением от руки, затем собирают схему электропривода и проверяют очередность и надежность срабатывания схемной аппаратуры вначале без подключенной электрической машины. Подачу питания на машину проверяют контрольной лампой. Подключив электрическую машину, производят пробный пуск и проверяют работу аппаратуры на холостом ходу электродвигателя. Затем ему дают номинальную нагрузку и следят за нагревом аппаратов.

При проверке работы аппаратов под током особое внимание обращают на правильность работы блокировок и фиксирующих устройств: механическая блокировка не должна мешать включению сблокированных аппаратов. Кроме того, следят за правильностью работы дугогасящих устройств и при необходимости переключают катушки, обеспечивающие электромагнитное растягивание и разрыв дуги в сторону щелей дугогасительных камер.

Испытание аппаратов на нагрев осуществляют совместно с испытанием электрической машины, для управления которой они предназначены. Аппараты, помещаемые на распределительных щитах, испытывают на нагрев (до установившейся температуры) перед установкой. Особое внимание обращают на нагрев контактов и контактных соединений шин и проводов, замеряя температуру нагрева электротермометром. Температуру нагрева катушек аппаратов определяют методом сопротивления.

Сопротивление изоляции токоведущих частей аппаратов должно быть не менее 5 мОм в холодном состоянии (при температуре окружающей среды 20±5 °С).

После регулирования и испытания аппаратов проверяют состояние контактных поверхностей, которые не должны иметь значительных оплавлений.

Главные распределительные щиты (ГРЩ) и другие распределительные устройства подвергают стендовым испытаниям только после капитального ремонта и замены коммутации щитов. При испытании проверяют правильность установки новых или отремонтированных аппаратов и приборов, надежность их крепления, зазоры между токоведущими частями, надежность контактных соединений; проверяют уставки установочных и селективных автоматов, плавкие вставки предохранителей; сравнивают маркировку выводов и тексты надписей на табличках с чертежными данными.

Зазоры между токоведущими частями, находящимися под разными потенциалами, а также зазоры между этими частями и металлическими конструкциями, как по воздуху, так и по поверхности изоляционного материала, должны соответствовать рабочим напряжениям и условиям работы оборудования с учетом свойств изоляционных материалов.

Примечания:

1. Для пружинных массивных контактов серебряных со вставками из серебра, из других металлов или металлокерамическнх агломератов допускается превышение температуры до такого значения, чтобы нагретая часть не вызывала повышения температуры смежных частей свыше допустимых для них температур.

2. Для магнитов, их сердечников и других частей допускается превышение температуры как для изоляции, соприкасающейся с этими частями.

Сопротивление изоляции распределительных устройств измеряют при включенной аппаратуре, чтобы все токоведущие части были электрически связаны. Конденсаторы для защиты от радиопомех при замере изоляции и испытании на электрическую прочность временно отключают. Исправность конденсаторов после подключения проверяют мегомметром напряжением, соответствующим их рабочему напряжению.

Электрическую прочность изоляции аппаратов и распределительных устройств испытывают переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Распределительные устройства и аппараты допускают к установке на судно и эксплуатации в том случае, если они выдержали все испытания и отрегулированы в соответствии с требованиями Регистра СССР. Правильность монтажа распределительного устройства проверяют при поданном на шины напряжении. Правильность включения вольтметров проверяют по показаниям приборов и сверяют с табличками на щите. Правильность включения амперметров и их переключателей проверяют путем включения нагрузочных реостатов, подключенных на выводы отходящих фидеров.

После проверки правильности включения приборов и аппаратов проверяют действие их защитных устройств. Для проверки действия токовой защиты автомата выводы отходящего фидера, в котором установлен автомат, закорачивают через предохранитель, а на шины питания подают ток. Включив автомат, регулятором возбуждения генератора повышают ток в коротко-замкнутой цепи до величины уставки проверяемого автомата. Если автомат срабатывает, значит он отрегулирован правильно. Действие независимых расцепителей автомата проверяют подачей на них напряжения; автомат при этом должен отключаться.

Действие минимальной защиты автомата регулируют способом, аналогичным способу регулирования реле напряжения.

При регулировании реле обратного тока на шины щита подают номинальное напряжение соответствующей полярности, а к выводам, предназначенным для подключения генератора, присоединяют нагрузочный реостат Р. Концы проводов, подходящие от шунта Ш к амперметру А генератора, временно меняют местами. Включив автомат А в реле обратного тока РОТ с независимым расцепителем HP, в цепь которого включен контакт, нагрузочным реостатом увеличивают силу тока, протекающего по токовой катушке КТ реле. Регулируя натяжение пружины, удерживающей в нормальном положении (контакты реле замкнуты) якорь реле с намотанной на него катушкой напряження КН, добиваются четкого срабатывания реле и отключения автомата при силе тока, равной 16% номинальной величины (для генераторов с номинальной силой тока до 1000 А) и 20% при большей номинальной силе тока.

Рис. 1. Схема проверки РОТ

Работу реле обратной мощности генераторов переменного тока проверяют аналогично.

Ошиновку щитов испытывают на нагревание при закороченных отходящих фидерах путем пропускания по шинам номинального тока. При испытании необходимо следить за нагревом контактных соединений.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования