Инструменты для очистки металлических поверхностей


Категория Малярные работы в судостроении

Очистку корпуса, секций, конструкций или листов можно производить с помощью ручного или механизированного инструмента с пневматическим или электрическим приводом.

К пневматическим инструментам относятся различного рода молотки, зубила, металлические щетки.

Пучковый пневматический молоток применяют для удаления разрыхленной или слабо держащейся на металле окалины. Применяют такой молоток (как и пучковый молоток Рогожни-кова) для очистки заклепочных или сварных швов, углов, полособульб и тому подобных неровных поверхностей.

Молоток Рогожникова — стандартный молоток РК-41 или МЧ-150 со специальным бойком, состоящим из отрезков (до 50 шт.) стальной проволоки диаметром 3 мм.

Пневматический молоток состоит из корпуса, внутри которого имеется боек с насечкой, и рукоятки с курком. Боек совершает от 1000 до 6000 ударов в минуту, удаляя даже прочно держащуюся на металле окалину.

Пневматический молоток с тремя бойками — усовершенствованный тип инструмента. Он имеет три бойка, помещенных в одном корпусе.

На рис. 3 показана распространенная в судостроении угловая реверсивная пневматическая щетка УПЩР-1. Ее применяют для удаления ржавчины, разрыхленной окалины и старой краски. Рабочим инструментом служит торцовая проволочная щетка. Реверсирование значительно увеличивает срок службы щеток. Производительность щетки около 4 м2/час, вес 3,75 кг. Щетка работает спокойно, без вредных боковых усилий. Однако значительный вес щеток вызывает быстрое утомление, сопровождающееся снижением качества работ и уменьшением производительности труда. Поэтому в судостроении появились пневматические торцовые щетки уравновешенного типа, свободные от этих недостатков.

В некоторых случаях удаление окалины и ржавчины производится с помощью электрических машинок с гибким валом.

На судостроительных и судоремонтных заводах при очистке конструкций приходится применять значительное количество щеток, часто приспособленных для выполнения только одной операции (например, очистки узких труднодоступных пространств, углов).

К новейшим типам щеток относятся иглофрезы, которые разделяются на два типа: корпусные ИФК 150—0,5—50 и бескорпусные ИФ 250—0,5—60. Они изготовлены из нескольких тысяч кусков проволоки, каждая из которых является своеобразным резцом. С помощью иглофрезы можно удалить металл на глубину от 0,01 до 1 мм.

Большие затруднения приходится преодолевать при подготовке под окраску эксплуатируемых судов, которые при подъеме из воды устанавливаются на специальных тележках или кильблоках. Для очистки на таких судах надводного борта разработаны специальные щетки с балансирами, значительно облегчающие труд.

Рис. 1. Молоток Рогожникова для удаления окалины и ржавчины

Рис. 2. Пневматический молоток с тремя бойками для удаления окалины

Рис. 3. Угловая реверсивная пневматическая щетка УПЩР-1

Рис. 4. Машинка с электроприводом для очистки металла от окалины, ржавчины, старой краски и других загрязнений

Рис. 5. Торцовая щетка уравновешенного типа

Рис. 6. Иглофрезы: а — корпусная типа ИФК-150
1 — крышки; 2 — втулка; 3 — стопорные крестовины б — бескорпусная

Рис. 7. Тележка с вращающейся щеткой, применяемая при очистке подводной части корпуса судна в доке

Рис. 8. Инструменты, применяемые при немеханизированной очистке: а — шкрабка для удаления ржавчины и старой краски; б — шкрабка для удаления окалины; в — молоток для удаления ржавчины; г — молоток для удаления окалины; д — шпатели; е — стамеска

Рис. 9. Очистка подводной части корпуса шкрабкой

Рис. 10. Очистка подводной части корпуса шпателями

Ведутся экспериментальные работы по очистке корпуса судна от обрастания и старой краски при помощи гидромониторов и электрогидравлического эффекта, однако технология таких работ еще не отработана. Очистку подводной части корпуса судна, находящегося в доке, можно значительно облегчить, используя тележки, на которых укреплена машинка, с помощью которой очищают днище.

При подготовке к окраске на эксплуатируемых судах многие операции приходится выполнять при помощи обычного ручного инструмента. К их числу относятся ручной отбойный молоток, затачиваемый с двух сторон, и шкрабка — стальная полоса, один конец которой (или оба) загнут под прямым углом и заточен. Шкрабкой соскабливают окалину, ржавчину, толстые слои старой краски. Очистка подводной части корпуса при помощи шкрабок показана на рис. 9. Шпатели стальные применяют для удаления рыхлой ржавчины, неплотно держащейся окалины, размягчившейся краски.

Стамески стальные обычно изготавливают из широких плоских отработавших напильников или кусков стали. Применяют для удаления старой краски, ржавчины и неплотно держащейся окалины.

При постановке судна в док основную массу обрастаний удаляют при помощи шпателей, укрепленных на длинных рукоятках.

Ржавчину удаляют металлическими щетками различной формы и величины, плоскими, круглыми (для труб), угловыми— для набора.

Удаление красок с поверхности судов из легких сплавов производят с помощью щеток, скребков, шпателей из таких сплавов и смывок, не содержащих щелочей.

При очистке от окалины, ржавчины и старой краски во внутренних помещениях скапливается значительное число рыхлых продуктов. Для удаления их рекомендуется использовать пылесос ПП-ЗМ или ПП-4М.

Рис. 11. Пылесос типа ПП-4М

Пылесос ПП-4М позволяет механизировать уборку судовых помещений от любых загрязнений и пылевидных продуктов, образующихся при удалении ржавчины, шлифовании красок и тому подобных работах.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении