Инструмент для подводных корпусных работ


Категория Подводный ремонт судов

Для выполнения судосборочных и корпусных работ под водой применяется такой же инструмент, как и при работах на поверхности. Применяются пневматические сверлильные машинки типа СМ-22Э, СМ-32Э, РС-22, РС-32, СПУ и др., электросверлильные, пневматические рубильно-чеканочные молотки РБ-54, РБ-58Э, РБ-63, ЭРК-9, молотки типа РК, пневматические гайковерты, дискорезы, ножницы-кусачки и т. д.

Электрифицированный инструмент имеет перед пневматическим то преимущество, что работа его не зависит от глубины погружения, в то время как пневматическим инструментом можно работать только в пределах глубин, определяемых прочностью шлангов, подающих сжатый воздух.

Кроме того, электрифицированный инструмент почти не создает барботажа (выход отработанного воздуха в воду), что очень мешает работе, и в борьбе с ним приходится применять отводные шланги с поплавком. Обслуживание электрифицированного инструмента проще.

Пневматический инструмент общего пользования подробно описан в литературе, поэтому здесь дается краткое описание специализированного инструмента, пригодного для применения в подводных условиях.

Подводный пневматический инструмент в выхлопном патрубке имеет специальный штуцер, на который надевается воздухоотводный шланг длиной 1,5—2 м с пробковым или иным поплавком, усиленную набивку сальников и общее уплотнение.

Опыт показал, что герметизация пневматических машинок общего назначения вполне достаточна для использования их в условиях подводного судоремонта при (выполнении дополнительных требований, указанных выше.

При работе на большой глубине применяется только специальный (подводный) пневматический инструмент, способный выдержать большое гидростатическое давление. В этом случае рекомендуется воздухоотводный шланг во избежание потерь мощности выводить на поверхность. Для подводных работ применяется следующий специализированный инструмент.

Сверлильные пневматические угловые машинки СП У используются для сверления отверстий 0 до 23 мм в углах и других труднодоступных местах, а также для раззенковки, развертки отверстий и нарезания резьбы. Сверлильная пневматическая угловая машинка состоит из четырех основных узлов — сверлильной головки, роторного двигателя с центробежным регулятором, планетарного редуктора и пусковой рукоятки.

В сверлильной головке смонтирован шпиндель, в конусное гнездо которого вставляется сменный рабочий инструмент — сверла, зенкеры и т. д. Вращение шпинделя осуществляется от роторного двигателя через планетарный одноступенчатый редуктор, центральная шестерня которого крепится на резьбе к ротору, и пару конических шестерен.

Ротор двигателя имеет шесть пазов со свободно перемещающимися в них текстолитовыми лопатками и расположен эксцентрично по отношению к статору. В стенках статора высверлены отверстия для подачи сжатого воздуха на лопатки и выфрезеро-ваны пазы для выпуска из машинки отработанного воздуха.

В целях уменьшения износа лопаток, а также для увеличения КПД пневматического двигателя в нем предусмотрена автоматическая смазка. Веретенное масло, залитое в специально предусмотренную камеру в головке корпуса, распыляется потоком сжатого воздуха в рабочей полости статора.

Рис. 1. Сверлильная пневматическая угловая машинка СПУ-23:
1 — крышка головки; 2 — солдатик; 3 — ключ-трещотка; 4 — коническая шестерня; 5 — втулка; 6 — шпонка; 7 — корпус головки; 8 — водило; 9— палец; 10 — корончатая шестерня; 11 — статор; 12 — лопатка ротора; 13 — головка корпуса; 14—золотник; 15 — втулка золотника; 16 — пружина; 17— втулка; 18 — конусная втулка; 19—-штуцер; 20 — накидная гайка; 21 — ниппель; 22 — спиральная пружина; 23—муфта; 24—перепускной палец; 25 — штифт; 26 — грибок; 27 — камера для смазки, заполняемая шерстяной ватой и залитая веретенным маслом; 28 — задняя крышка двигателя; 29 — гильза корпуса; 30 — специальная гайка с пружиной; 31 — ротор; 32 — передняя крышка двигателя; 33 — центральная шестерня; 34 — сателлит (паразитная шестерня); 35 — винты; 36 — сверло; 37 — гайка; 38 — кольцо; 39 — шпиндель; 40 — коническая шестерня; 41 — шпонка

Ротор вращается в двух шарикоподшипниках, вмонтированных в крышки двигателя. Двигатель снабжен центробежным шариковым регулятором, при помощи которого автоматически осуществляется регулирование числа оборотов ротора. Центробежный регулятор отрегулирован на 4500 об/мин при холостом ходе машинки. Регулировка осуществляется при помощи пружины и специальной гайки.

При увеличении числа оборотов роторного двигателя осевая составляющая центробежной силы шариков, действующая на грибок 26, превзойдет усилие пружины и сдвинет грибок, а вместе с ним и золотник в золотниковой втулке, вследствие чего уменьшится проходное сечение окон последней, а значит, и поступление в двигатель сжатого воздуха. Число оборотов двигателя упадет, и грибок под действием пружины встанет на свое место, а проходное сечение окон золотниковой втулки восстановится.

Пуск машинки производится пусковой рукояткой — поворотом муфты на 1/3 — 1/2 оборота. При этом воз-духоводные каналы перепускного пальца совмещаются с выточкой конусной втулки и воздух из шланга проходит через рукоятку. Пружина прижимает втулку к конусу перепускного пальца и тем самым удерживает их в рабочем (совмещенном) положении. Остановка машинки производится обратным поворотом муфты.

Из пусковой рукоятки сжатый воздух поступает через окна втулки золотника и изогнутый канал головки корпуса к статору. Отсюда воздух через два продольных канала и ряд косопросверленных отверстий в статоре попадает в рабочую полость двигателя (статора) и, оказывая давление на лопатки, заставляет вращаться ротор.

Для подачи машинки при сверлении и выжимании рабочего инструмента из гнезда шпинделя служит солдатик, приводимый во вращение при помощи ключа-трещотки.

При работе с машинкой необходимо следить за исправностью механизма, своевременно смазывать и держать в чистом состоянии, не допускать попадания влаги, так как лопатки роторного двигателя под воздействием воды могут разбухнуть и заклинить. При постановке сверла необходимо доводить его до места. Плохо установленный инструмент при вращении может выскочить из патрона и поранить исполнителя. При любых заеданиях инструмента его надлежит остановить и подать на поверхность, разбирать его рекомендуется только после того, как снято давление. Техническая характеристика приведена в приложении.

Пневматические гайковерты (промышленность выпускает несколько типоразмеров) применяются для завинчивания болтов и гаек 0 до 85 мм. Они имеют удобную пистолетную форму, малые габариты и веса. Передняя часть гайковерта служит обоймой для кулачкового ударного механизма. Выходящая наружу ведомая муфта заканчивается квадратным хвостовиком, на который надеваются сменные торцовые гаечные ключи. Ключи удерживаются в хвостовике фиксатором с пружиной. Корпус (цилиндр) ударного механизма имеет на торце кулачки, связанные с ведомой муфтой.

Соединение роторного двигателя с ударным механизмом осуществляется через планетарный редуктор. Роторный двигатель имеет реверс и может менять направление вращения. Для этой цели служит переключатель, расположенный на тыльной части корпуса гайковерта.

Заворачивание гайки или головки болта осуществляется за счет передачи крутящего момента от двигателя на ключ.

Когда же гайка или болт доходит до упора с изделием, то происходит затяжка, которая осуществляется следующим образом.

В момент упора гайки (болта) в деталь ведомая муфта затормаживается или останавливается. Одновременно останавливается и цилиндр ударного механизма 6, который находится с ней в зацеплении. Под действием вращающегося шпинделя цилиндр ударного механизма 6 получает осевое перемещение, при котором происходит сжатие имеющейся в нем пружины и расцепление торцовых кулачков с кулачками муфты. Как только кулачки выходят из зацепления, корпус ударного механизма 6 под воздействием сжатой пружины наносит удар по кулачкам ведомой муфты 3, а следовательно, и по головке заворачиваемого болта (гайки), так как ключ жестко с ней связан. Таким образом, происходит несколько последовательных, направленных по касательной ударов и болт или гайка затягивается.

Рис. 2. Пневматический гайковерт:
1 — сменный торцовый гаечный ключ; 2 — пружина; 3 — ведомая муфта; 4 — втулка; 5 — крышка корпуса; 6 — ударный механизм; 7 — корпус с рукояткой; 8 — планетарный редуктор; 9 — флажок (переключатель); 10 — двигатель роторный; 11 — резиновая втулка; 12 — пружина; 13 — ниппель; 14 — штуцер; 15 — пробка; 16 — курок; 17 — кнопка; 18 — шпиндель-фиксатор; 19 — фиксатор

Пуск гайковерта осуществляется нажатием кнопки курка. При этом пружина сжимается и выточка, имеющаяся в курке, совмещается с воздуховодом, просверленным в рукоятке корпуса 7. Во время работы гайковерта следует держать кнопку курка в нажатом положении, а при остановке отпустить ее, и курок под воздействием пружины встанет на место.

Требования по уходу и эксплуатации те же, что и при работе с пневматической сверлильной машинкой (см. выше). Техническая характеристика приведена в приложении.

Пневматические ножницы-кусачки предназначены для прямолинейной и фигурной резки листового металла толщиной до 3 мм. Ножницами-кусачками можно производить наружную обрезку листа и разделку фигурных отверстий диаметром более 22 мм. Раскрой и вырезка листов производятся по шаблону.

Ножницы-кусачки состоят из впускного устройства, пневматического двигателя роторного типа, планетарного редуктора, режущей головки с ползуном, матрицей, пуансоном и с другими мелкими деталями.

В нижней части корпуса головки с помощью накидной гайки крепятся матрица и пуансон. Последний винтом закреплен в ползуне. Режущая головка надевается на выступающую часть корпуса редуктора 23 и входит в зацепление с шатуном, посаженным на палец кривошипа. Таким образом, вращение ротора через планетарный редуктор и криво-шипно-шатунный механизм преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна.

Пуск ножниц-кусачек осуществляется при помощи вентиля, расположенного в крышке корпуса двигателя, простым наЖатием на головку. При этом вентиль переместится в свое крайнее положение, воздухопроводные отверстия вентиля и крышки корпуса двигателя совместятся и воздух поступит в рабочую полость роторного двигателя. Вентиль удерживается в своем крайнем положении при помощи фиксатора. При выключении ножниц-кусачек нажимают на нижнюю головку вентиля, который встает в свое прежнее положение и перекрывает подачу воздуха. При этом фиксатор входит в паз вентиля и удерживает его в этом положении.

Работа роторного двигателя аналогична работе такого же двигателя у сверлильной машинки. Резка листа производится от кромки или, как уже говорилось выше, при разделке отверстий, допускающих просовывание в них матрицы 28 головки кусачек.

Матрица 28 заводится на кромку листа и производится резка. При этом пуансон двигается вверх и вниз. При каждом ходе пуансона 29 его винтовым зубом от листа откусывается стружка в виде запятой. При перемещении последовательно инструмента производят резку листа металла. При определенных навыках рез получается чистым и ровным.

Для удобства работы ножницами-кусачками под водой необходимо к выхлопному кольцу приварить штуцер и на него надеть воздухоотводный шланг длиной 1,5 м с поплавком. Техническая характеристика ножниц-кусачек приведена в приложении.

Электрифицированный дискорез имеет электродвигатель погружного типа, позволяющий работать в- воде за счет герметизированной специальным составом статорной обмотки, редуктор с парой конических шестерен, муфту максимального момента, предохраняющую двигатель от перегрузок, абразивный диск и стойки. Для управления и перемещения дискореза во время работы по направляющим корпус электродвигателя имеет рукоятку и проушины.

Режущий диск 175 мм, толщиной 2—2,5 мм изготовляют из абразивов и упрочняют бумагой. Дискорезом можно производить резку троса, который не только намотался на винт или гребной вал, но и свободно висит. На рис. 3, а показан момент резки троса, намотавшегося на гребной вал. Для этого стойки дискореза своим основанием поджимаются к разрезаемому тросу при помощи линя, охватывающего вал. Линь крепится к основанию стоек при помощи карабина и натягивается ручной лебедкой. В основании стоек имеется прорезь, через которую проходит абразивный диск. Резка троса производится последовательным вырезанием отдельных его прядей. При этом рез получается широкий и исключает заклинивание диска и его преждевременный износ.

Рис. 3. Резка троса дискорезом:
а — намотанного на гребной вал; б — висящего свободно; 1 — карабин линя; 2 — основание стоек; 3 — муфта максимального момента; 4 — редуктор; 5— рукоятка; 6 — проушины корпуса двигателя; 7 — токоподводящий кабель; 8 — рукоятка; 9—электродвигатель; 10— направляющие стойки; 11 — абразивный диск; 12 — боковой упор стойки; 13 — ручная лебедка; 14 — линь; 15 — гребной вал; 16 — разрезаемый трос; 17 — тиски для захвата разрезаемого троса

На рис. 3,б показана резка свободно висящего троса. В этом случае разрезаемый трос прижимается к основанию тисками со специальными губками. Трос диаметром 35 мм перерезается за 10—15 мин, дюймовая труба — за 3 мин. Пуск дискореза осуществляется поворотом рукоятки, включающей электрический контакт.

При пользовании дискорезом в подводных условиях надлежит соблюдать все правила по уходу и технике безопасности, принятые при пользовании электрифицированным инструментом, следить, чтобы кабель не имел нарушений изоляции и обрывов. После работы дискорез следует вытереть чистой сухой тряпкой, а диск высушить. По мере износа диск заменяется новым. При работе необходимо следить за тем, чтобы диск располагался к разрезаемому тросу перпендикулярно (нормально), так как иначе возможны заклинивание абразивного диска и выход его из строя. Техническая характеристика дискореза приведена в приложении 23.

Электросверлильные машинки для подводных работ предназначены для сверления отверстий 0 до 25 мм. Наличие в комплекте специальной стойки позволяет водолазу работать одному без использования ваги. В машинке в качестве привода использован электромотор погружного! типа с герметизированной ста-торной обмоткой. Стойка крепится к обшивке судна при помощи штифтов, ввернутых в обшивку, с боковыми упорами 5, которые устанавливаются в заранее просверленные малые отверстия. Таким образом, при установке стойки создается жесткая система,которая при сверлении обеспечивает создание осевого усилия (до 300 кг).

При сверлении крестовина сверлильной машинки упирается в перекладину стойки, а в патрон вставляется сверло. В процессе работы водолаз вращает крестовину 8 и тем самым создает поступательное движение сверлу. Пуск (включение тока) машинки осуществляется поворотом рукоятки.

Требования по технике безопасности и эксплуатации сверлильной машинки такие же, как и ко всякому электроинструменту.

Подводный дыропробивной пистолет (ПДП) применяется для пробивки дыр и забивки шпилек в листы судостроительной стали толщиной от 9 до 25 мм. Если толщина металла менее 8—9 мм, то забитая шпилька не будет держаться.

Пистолет ПДП состоит из полого корпуса с рукояткой и отверстием для установки в него заряженного (собранного) ствола. Внутри корпуса Ю установлены ударник и возвратная пружина, удерживающая ствол в крайнем положении. В передней части корпуса для предохранения ствола от выпадания сделана защелка с пружиной. В корпусе имеются два отверстия для выхода воды, а для подачи пистолета водолазу на корпусе 10 — два рыма.

Рис. 4. Электросверлильная машинка для подводных работ:
1 — обшивка судна; 2 — собачки для захвата штифтов; 3 — пружина; 4 — штифт; 5 — боковой упор; 6 — токоподводящий кабель; 7— перекладина; 8 — крестовина; 9 — электродвигатель; 10 — стойка; 11 — рукоятка; 12 — редуктор; 13 — шпиндель с быстросменным патроном; 14 — сверло

Для забивания шпильки или пробивки отверстия зарядка пистолета производится в следующем порядке. В надульник вставляются дистанционная втулка 8 идее фибровые прокладки. Затем надульник ключом до отказа навинчивается па дуло ствола. В ствол со стороны казенной части вставляется патрон с зарядом со шпилькой (пробойником), соответственно подобранной по толщине пробиваемой стали. Далее ввертывается казенник (пробка-затвор) также ключом до отказа.

Собранный ствол вставляется в корпус пистолета до щелчка, свидетельствующего, что ствол встал на место.

На конец надульника надевается треножник, обеспечивающий перпендикулярное положение шпильки и исключающий ее перекос. Ствол плотно прижимается к пробиваемому листу, после чего водолаз пальцем левой руки нажимает на предохранитель и резким нажимом правой руки на рукоятку резко подает корпус пистолета вперед, при этом ударник накалывает пистон заряда и происходит выстрел.

Рис. 5. Подводный дыропробивной пистолет (ПДП):
1 — рымы; 2 — предохранитель; 3 — защелка; 4 — пружина; 5 — прокладка; 6 — треножник; 7 — надульник; 8 — дистанционная втулка; 9 — ствол; 10 — корпус; 11 — патрон с зарядом и стальной шпилькой или пробойником; 12 — казенник; 13 — пружина ударника; 14 — ударник; 15 — отверстие; 16 — рукоятка

Шпилька отрывается от патрона и, пройдя по каналу ствола, заостренной частью пробивает лист и застревает в нем.

Аналогично производится выстрел при пробивке отверстия в листе металла. Стволы заряжаются на поверхности и подаются водолазу в подготовленном виде. Водолаз вставляет заряженный ствол 9 в корпус 10 пистолета и производит выстрел.

Ручной инструмент корпусника весьма разнообразен. Это ручник, киянка, зубило, щуп для проверки зазоров, различные ключи и др. В нем нет ничего специфического, н поэтому описание его не приводится.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов