Грузоподъемные механизмы


Категория Судовые энергетические установки

Классификация грузоподъемных средств. Для перегрузочных работ на судах используют, как правило, средства береговой механизации. Однако в ряде случаев суда, транспортирующие генеральные грузы, оснащают собственными грузоподъемными устройствами, с помощью которых происходит загрузка и разгрузка судов у причалов, не оборудованных средствами береговой механизации.

По конструктивному выполнению судовые грузоподъемные механизмы подразделяют на основные и вспомогательные. Первые предназначены для операций с перевозимыми грузами, вторые — для внутрисудовых операций. В качестве основных грузоподъемных механизмов на речных судах применяют в основном краны, грузовые стрелы и лебедки. Для выполнения вспомогательных грузовых операций суда оборудуют различными конвейерами (бесконечной лентой, огибающей ведущий и ведомый барабаны), а также лифтами и подъемниками. Кабины лифта подвешиваются обычно на канате и перемещаются в шахте с одного яруса судна на другой по специальным направляющим; подъемники получают движение от плунжеров гидроцилиндров, рабочая жидкость к которым подается от электроприводного насоса.

На судах устанавливают также и специализированные грузоподъемные устройства, например для обслуживания машинных помещений, ресторанов, провизионных камер, для производства работ по подъему и опусканию шлюпок, поддержания шлангов при приеме и выкачивании жидких грузов на танкерах, подъема черпаковой цепи и рыхлительного устройства на землечерпательных снарядах.

Грузовые стрелы и лебедки. Некоторые суда специального назначения, например, типа «ОС» и др., для производства грузоподъемных операций оборудованы грузовыми стрелами. Нижний конец (шпор) стрелы шарнирно соединен с мачтой. Вылет (подъем и опускание) стрелы изменяется выбиранием или травлением каната (топенанта). К верхнему концу (ноку) стрелы прикреплена оттяжка с блоком, с помощью которых стрелу поворачивают на соответствующий угол относительно мачты. Груз поднимается при выбирании каната (шкентеля).

По типу привода грузовые лебедки подразделяют на электрические, электрогидравлические и гидравлические. Наиболее распространены на судах электрические грузовые лебедки. Лебедка одной из таких конструкций с цилиндрической зубчатой передачей вращающего момента от электродвигателя к барабанам показана на рис. 2.

Топенантный барабан приводится во вращение от вала через цепную передачу при включенной муфте. От проворачивания, когда муфта разъединена со звездочкой, барабан удерживается стопором. На грузовом валу неподвижно закреплена турачка, с помощью которой выбирают топенант и оттягивают легкие немеханизированные стрелы, а также транспортируют грузы по палубе, открывают и закрывают крышки грузовых люков. К судовым грузоподъемным средствам относят также и механизмы шлюпочных устройств. В качестве таких механизмов на судах устанавливают шлюпочные лебедки. На современных судах смешанного плавания класса «М-СП» и внутреннего плавания широкое распространение получили электроручные шлюпочные лебедки типа ЛЭРШ, кинематическая схема которой показана на рис. 3, а, а общий вид — на рис. 3, б. Барабан лебедки, разделенный диафрагмой на две части, приводится во вращение от электродвигателя через трехступенчатый цилиндрический редуктор.

Рис. 1. Грузовая стрела

На ведущем вале редуктора закреплена внутренняя полумуфта с колодками трапецеидального сечения. Колодки пружинами прижимаются к корпусу наружной полумуфты, жестко связанной с ведущей шестерней. При работе электродвигателя колодки под действием центробежных сил входят в зацепление с корпусом наружной полумуфты и шестерня вращается вместе с ведущим валом. Через трехступенчатый редуктор в этом случае получают вращение промежуточный вал, шестерня и барабан.

При выключении электродвигателя корпус наружной полумуфты с шестерней могут свободно поворачиваться относительно неподвижного ведущего вала. На консольной части промежуточного вала смонтирована тормозная коробка с полумуфтами, ленточным тормозом и колодками скоростного тормоза.

Для подъема шлюпки с дистанционного поста управления или при помощи рычага с местного поста через соответствующую тягу и пружину включается ленточный тормоз. Полумуфта вращается вместе с валом относительно неподвижной полумуфты.

Шлюпка под действием собственного веса опускается при расторможенной полумуфте, когда рычаг смещен вниз до нижнего ограничителя и цепь управления электродвигателя разомкнута конечным выключателем. Барабан 24 вращает вхолостую шестерни трехступенчатого редуктора лебедки.

В момент спуска шлюпки вместе с промежуточным валом через ролики вращаются полумуфты и колодки скоростного тормоза, с помощью которых скорость спуска шлюпки поддерживается в установленных пределах. При возрастании скорости спуска шлюпки колодки под действием центробежных сил прижимаются к корпусу тормозной коробки, стопорят полумуфту и подтормаживают промежуточный вал. При помощи электропривода шлюпка спускается при заторможенной полумуфте, когда рычаг смещен до верхнего ограничителя.

Ручной привод лебедки состоит из рукоятки, вала и шестерни. Для зацепления шестерен вал сдвигается вправо, при этом выключатель блокирует пуск электродвигателя. Вал ручного привода в крайних положениях фиксируется винтом.

Правила обслуживания грузоподъемных механизмов. Подготовка любого грузоподъемного механизма к действию начинается с его внешнего осмотра, во время которого проверяют исправность открытых передач, тормозов, муфт, канатов, конечных выключателей, кожухов ограждений, легкость передвижения муфт, тормозных устройств и рычагов управления, надежность креплений, качество смазывания трущихся деталей, выполняют все операции, предусмотренные инструкцией по ТО механизма.

Перед выходом судна в рейс и перед выполнением перегрузочных операций электрический и ручной приводы механизмов опробовают в работе на холостом ходу. Особое внимание уделяют исправности действия шлюпочных лебедок. В соответствии с требованиями технической эксплуатации шлюпочное устройство по расписанию о заведовании закрепляется за определенным членом экипажа, ответственным за техническое состояние этого устройства.

Контрольная проверка работы шлюпочной лебедки без спуска шлюпки на воду должна проводиться еженедельно. Неисправности грузоподъемного механизма, обнаруженные при этом, устраняют немедленно. Спуск шлюпок на воду, их отход от борта, подход к судну и подъем на борт проводятся только с разрешения вахтенного начальника. Места выполнения перегрузочных операций ограждают, обеспечивая безопасную работу обслуживающего персонала. Груз, как правило, опускают только при включенном электроприводе.

Рис. 2. Электрическая грузовая лебедка

Рис. 3. Шлюпочная лебедка

При выполнении грузовых операций запрещается стоять под грузом, на линии его движения и под грузовой стрелой. Переключение скоростных передач следует производить только во время остановки механизмов без поднятого груза. Все грузоподъемные механизмы в соответствии с Правилами Речного Регистра РСФСР подвергают периодическим освидетельствованиям и испытаниям контролирующими организациями.

Грузоподъемные механизмы подвергают испытаниям не реже одного раза в четыре года. Во время испытаний при необходимости определяют номинальную грузоподъемность, тяговое усилие на барабане и другие рабочие характеристики грузового устройства.

Значения номинальной грузоподъемности, допустимого вылета (угла наклона) стрелы и других характеристик механизма указывают на видных местах поверхностей соответствующих узлов и деталей. На ответственных деталях грузовых устройств (блоках, гаках и др.) выбивают клеймо с указанием рабочей нагрузки.

Грузоподъемные механизмы считают пригодными к эксплуатации, если в период освидетельствования и испытания не обнаружено отклонений их характеристик от значений, приведенных в паспорте.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки