Грунтование поверхностей


Категория Малярные работы в судостроении

Процесс окраски начинается с нанесения на подготовленную поверхность грунтовочного слоя. Процесс нанесения первого слоя краски называется грунтованием. Применяют специальные краски с высокой адгезией к окрашиваемым поверхностям и к последующим слоям наносимых покрытий.

В тех случаях, когда сами материалы, используемые для окраски, обладают хорошими адгезионными и антикоррозионными свойствами, грунтом может служить первый слой такого материала. При использовании таких материалов надобность в применении специальных грунтов отпадает. Применение специальных грунтов усложняет окраску, так как требует использования различных материалов, инструментов и усложненной технологии окраски. Однако в большинстве случаев только специальные грунты обеспечивают возможность надежной окраски судна. Особенно необходимо применение грунтов при окраске судов или конструкций из легких или специальных сплавов, оцинкованных из нержавеющей или плакированной стали.

Качество окраски зависит не только от правильного выбора грунта, но и от того, как он нанесен. К грунтованию необходимо приступать сразу же или не позже 3 час. после очистки и подготовки поверхности под окраску. Если по каким-либо причинам подготовленная поверхность не была загрунтована, то перед нанесением грунта она должна быть осмотрена, обезжирена, а если необходимо, вновь очищена от загрязнений. Длительная практика показала, что грунты (кроме специальных) необходимо наносить обычными кистями, тщательно втирая их в окрашиваемую поверхность. Особенно необходимо пользоваться кистями при перекраске уже эксплуатируемых судов, когда на поверхности имеются коррозионные разрушения язвенного характера. При нанесении грунтов нужно следить за тем, чтобы все углубления на металле были заполнены краской, поэтому нельзя применять краскораспылители или валиковые кисти. Слой грунтовочных красок (особенно таких, как ВЛ-02, ВЛ-08) должен быть равномерным в пределах 5—20 мк. Не следует добиваться того, чтобы грунт обязательно укрыл окрашиваемую поверхность и сделал ее невидимой. Этого можно достичь нанесением очень толстого слоя грунта, который, как правило, разрушается и, в свою очередь, разрушает все покрытие.

Грунты с большим удельным весом (свинцовый сурик, цинковая пыль, железный сурик) быстро расслаиваются, и если в процессе работы их не перемешивать, то на дне образуется осадок из пигмента. Грунтование, выполненное неперемешанным или плохо перемешанным грунтом, будет неоднородным и низкокачественным.

Необходимо помнить об особенностях тех грунтов, которые перед употреблением готовят из двух или более компонентов (фосфатирующие, эпоксидные и полиуретановые). Такие грунты с ограниченным сроком годности должны быть обязательно использованы в течение указанного в технических условиях срока.

Оставшийся грунт, даже если он по внешнему виду ничем не отличается от свежеприготовленного, применять нельзя. Использование грунтов после указанного срока годности является причиной резкого снижения качества окраски: пленки таких грунтов при эксплуатации быстро разрушаются.

Грунты фосфатирующего типа, отличающиеся очень низкой вязкостью, рекомендуется наносить при помощи краскораспылителя в специально выделенных для этого помещениях, что позволяет получить ровную сплошную пленку с одинаково высокими адгезионными свойствами на всей окрашиваемой поверхности.

Необходимо следить за тем, чтобы второй слой грунта (если приходится наносить два слоя), а также последующие слои краски отличались один от другого по оттенку. Это позволяет контролировать качество грунта и окраски, следить за равномерностью нанесения слоя краски, отмечать неокрашенные или плохо окрашенные участки, а также учитывать количество нанесенных слоев краски.

Грунты следует выбирать с учетом условий эксплуатации конструкций или помещений. Например, протекторные грунты, обладающие хорошими антикоррозионными свойствами, нельзя применять в помещениях, используемых для хранения кислотных или щелочных аккумуляторов.

На судах, подводная часть которых окрашивается каменноугольным лаком, грунтом является наносимый кистью первый слой этого лака толщиной около 0,1 мм. Второй и последующий слои можно наносить краскораспылителем. В лак, наносимый вторым слоем, рекомендуется ввести 4—6% алюминиевой пудры.

Суда, предназначенные для перевозки серного колчедана, каменной соли, а также различного рода сыпучих грузов окрашивают битумноэпоксидными или битумными красками, требующими применения специальных грунтовочных составов. В этом случае (для битумных красок) в качестве грунта можно применять специальный битумный состав, который приготавливают из смеси битумов № 4 и 5, разбавленных до нужной консистенции растворителем (уайт-спиритом, сольвентом). Обычно такой состав содержит 25—35% битума и до 75% растворителя. Грунтовочный состав наносят в горячем виде (140—150 °С) слоем толщиной 1,5—2 мм. Такой способ грунтования является очень сложным, огнеопасным и вредным, поэтому его применение допускается только при самом тщательном соблюдении всех требований техники безопасности.

В отдельных случаях работникам малярных цехов приходится исправлять дефекты, появившиеся на деталях при гальваническом покрытии их цинком. Для этого применяют грунт протекторного типа, состоящий из связующей основы и цинковой пыли. Пигмент в грунтовочном составе этого типа очень быстро оседает, поэтому в процессе работы состав необходимо все время перемешивать и наносить только кистью.

Нанесение лакокрасочных покрытий по влажной поверхности недопустимо по следующим причинам.

Даже незначительная пленка воды, находящаяся на окрашиваемой поверхности, мешает прилипанию и сушке лакокрасочных материалов, служит причиной появления вздутий на покрытии и образования подпленочной коррозии. Однако, в тех случаях, когда приходится производить окраску корпуса судна в аварийном порядке, не ожидая высыхания окрашиваемой поверхности, необходимо применять краски специального типа марки АИШ. Краску наносят кистью, тщательно втирая в поверхность, чтобы вытеснить воду из пор окрашиваемого металла. Характерную особенность этой краски составляет ее высокая вязкость. Летом применяют краску, имеющую вязкость 4—5 мин. по вискозиметру ВЗ-4. Зимой вязкость краски снижают до 3—4 мин., разбавляя ее смесью, состоящей из 70% дихлорэтана и 30% бутанола. Поверхности, загрунтованные краской АИШ, в дальнейшем должны быть окрашены красками этой же марки. В настоящее время изучается возможность окраски влажных поверхностей красками, содержащими добавки поверхностно активных веществ, что позволит упростить технологию окраски в осеннее время года.

В том случае если окраска производится при неблагоприятных метеорологических условиях, для устранения коррозии и обеспечения хорошей адгезии покрытия к металлу вода, находящаяся на поверхности металла, переходит в наносимый слой краски, а затем испаряется в процессе сушки лакокрасочного покрытия.

Перевод воды, находящейся на поверхности металла в виде капель или пленки, в красочный слой может быть осуществлен двумя способами: применением водопоглощающих растворителей или введением в краски водоэмульгнрующих добавок.

В качестве водопоглощающих растворителей могут быть использованы органические растворители, растворяющие как воду, так и пленкообразующую основу. Особенно пригодным для этой цели оказался целлозольв, смешивающийся с водой и углеводородами во всех соотношениях. Можно использовать фосфатирующие грунты при условии, что в составе их нет воды. В этом случае влага с поверхности металла перейдет в наносимый слой грунта и удалится при его сушке.

Водоэмульгирующие добавки применяют при нанесении на влажную поверхность маслосодержащих лакокрасочных материалов. Для лучшего эмульгирования воды, находящейся на окрашиваемой поверхности, окраску производят кистью.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении