Гребно-моторная лодка «Форель» («Кефаль»)


Категория Катера и лодки

Гребная шпоновая лодка «Форель» пришла на смену одной из наиболее массовых гребных лодок «ШПШ-ЗМ». Авторы проекта — конструкторы ЦКБ «Нептун», стремясь сделать новую лодку более остойчивой и мореходной, чем ее предшественница, а заодно и приспособить для установки подвесного мотора, увеличили ширину корпуса и изменили обводы, в частности — сделали широкий транец. Корпус по конструкции безнаборный, обшивка выклеена из березового шпона. Жесткость обшивки обеспечивается килем, привальным брусом и тремя банками.

Лодка может использоваться для прогулок, охоты и рыбной ловли на реках, в прибрежных зонах озер и водохранилищ при высоте волны до 0,5 м.

Рис. 1. Трехместная шпоновая лодка «ШПШ-ЗМ» («Березка»),

Рис. 2. Шпоновая лодка «Форель».
а — обводы корпуса; б — общее расположение.

Непотопляемость обеспечивается материалом корпуса и блоками плавучести из пенопласта, закрепленными под банками.

Лодка оборудуется банками, сланями, обухом-кольцом и комплектуется веслами с уключинами и черпаком.

Лодка может двигаться под веслами, под мотором; при желании на ней можно поставить парус, например, подвесной парус Катайнена. Для улучшения ходовых качеств под мотором лодка снабжается скуловыми брызгоотбойниками — накладками на обшивку, идущими от форштевня до транца.

Поскольку «Форель» (и ее новая модификация «Кефаль») является комбинированным судном, пригодным для плавания с мотором средней мощности (5—8 л. е.), то ее ходовые качества на веслах несколько хуже, чем традиционного «фофана». При сильном ветре сказывается повышенный надводный борт. Определенными недостатками обладает обшивка, выполненная из четырех слоев шпона — при сильных ударах о камни корпус получает пробоины. Рекомендуется оклейка корпуса снаружи слоем стеклоткани.

На испытаниях опытный образец «Форели» под мотором «Ветерок» развил максимальную скорость с одним человеком 24 км/ч; с двумя — 20 км/ч.


Читать далее:

Категория Катера и лодки