Гребная лодка - «Фофан»


Категория Катера и лодки

У причалов лодочных станций, домов отдыха, турбаз почти всегда можно увидеть привычную гребную деревянную шлюпку, известную под названием «фофан». Многим эта лодка помогла сделать «первые шаги» на воде. Использование ее разнообразно: это и спасательная служба, и туризм, и, конечно, прогулки, спортивный лов рыбы.

Часто в такую шлюпку садятся люди, которые не умеют грести, представления не имеют об остойчивости, мореходности, плавучести, нередко за веслами можно увидет.ь детей. Поэтому так важно для нее быть безопасной, простой и легкой в управлении.

Когда в начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта прогулочной шлюпки, организаторы конкурса, присуждая первую премию, руководствовались именно такими соображениями. Победил в этом конкурсе гражданский инженер А. П. Фан-дер-Флит. Шлюпка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения: она быстро обрела популярность, а в народе она получила нарицательное имя — «фофан». За прошедшие три четверти века первоначальные обводы прогулочной шлюпки А. П. Фан-дер-Флита значительно изменились: она стала гораздо уже, борт ниже, уменьшилась седловатость. И в результате участились случаи опрокидывания лодок от волны или перемещения пассажиров на ходу. Так в погоне за не всегда оправданной экономией материала и упрощением постройки лодку лишили ее былых хороших качеств.

Первые попытки возродить первоначальный облик прогулочной шлюпки А. П. Фан-дер-Флита были сделаны в 1940 г. На существовавшем тогда заводе им. Каракозова и на судоверфи ВЦСПС в Ленинграде было построено несколько «настоящих» «фофанов». Испытания подтвердили их отменные качества.

Приводим удачный вариант чертежа обводов шлюпки, по которым она выпускалась в течение ряда лет на одной из верфей страны. В конструкции корпуса применялись клееные соединения (ламинированный форштевень, клееная доска транца и т. п.). Шпангоуты—гнутые из ясеня; шпация — 182 мм; обшивка — традиционная «кромка на кромку» толщиной 10 мм, пазы проклепаны медными заклепками диаметром 4 мм.

Благодаря круглоскулым обводам корпуса с относительно узкой грузовой ватерлинией (0,8—0,9 м) и плавным подъемом батоксов к транцу «фофан» легок на ходу. Плавник в кормовой части придает лодке достаточную устойчивость на курсе, а развал бортов к планширю обеспечивает остойчивость в случае крена и на волне. Лодка хороша на ходу под подвесным парусом (см. с. 229), может использоваться с подвесным мотором мощностью до 5 л. с.

Кроме этого варианта выпускались различные варианты подобных гребных лодок:
«Охтинка» — лодка с одной парой весел. Длина — 3,94 м; шина — 1,17 м; масса с оборудованием — 87 кг; пассажировместимость — 2 чел.

Рис. 1. Теоретический чертеж лодки «фофан».

«Охта» —лодка-двухпарка. Длина—4,46 м; ширина — 1,48 м; масса — 133 кг; пассажировместимость — 4 чел.

«Фофан-Ф2» —лодка-двухпарка. Длина — 4,6 м; ширина — 1,22 м; масса — 100 кг.

Нормальная эксплуатация лодок типа «фофан» возможна при удалении от берега не более 1 км и при высоте волны не более 0,25 м. Лодки рекомендуется постоянно держать на воде во избежание рассыхания их корпуса.


Читать далее:

Категория Катера и лодки